Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская русь.Принятие рхристианства.(итсория 1 вопрос).doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

 Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование  Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и  началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в  связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский  съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.  

 

  

X в. в связи  с развитием государственности  у славян возникла необходимость  в модернизации религиозной системы,  перехода от политеизма (многобожия) к монотеизму (однобожию).

Причинами принятия христианства стали: стремление великого князя киевского Владимира укрепить свою власть и сплотить государство; необходимость новой идеологии, которая помогла бы утвердить  отношений господства-подчинения; язычество  изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно легенде, в 986 г., узнав о решении Владимира  принять новую религию, к нему явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом  того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была не принята из-за главенства римского папы над светскими государями. Лишь проповедь представителя православной византийской церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление. После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Согласно другой легенде, Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе) в Крыму. В 988 г. он пошел на Корсунь и начал осаду города, потребовав в жены сестру византийского императора Анну. Священники крестили Владимира, после чего выдали за него замуж Анну.

Принятие византийской веры произошло не на пустом месте. Между Русью и Византией существовали прочные культурные и экономические связи.

Христианизация  Древней Руси протекала в течение 100 лет. Киев, подчиняясь авторитету княжеской  власти, принял первым новую веру, а другие регионы пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания под руководством волхвов ряда племен, например вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации.

Язычество еще долго  сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.

В итоге произошел  синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии - русскому православию. Во главе  русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские священники -  белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь духовную, посвященную служению Богу. Монастыри стали крупными центрами. В них создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.  

Принятие Русью  христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность и на ее основе стала развиваться культура. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. 

Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.


Информация о работе Киевская Русь