Кодификация Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться “или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом”. Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.

Содержание

Введение 3
Глава1. Источники римского права 4
Глава2 . Права и законы 9
2.1 обычное право 9
2.2 законы 11
2.3 право собственности 14
2.4 обязательное право 16
2.5 семейно-брачное право 18
2.6 наследственное право 20
2.7 уголовное право 21
Глава3. Суд и судебный процесс 22
3.1 деятельность юристов 24
Глава4. Кодификация Юстиниана 26
Заключение 28
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

источники римского права.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

 

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                         3

Глава1.  Источники римского права                                                              4

Глава2 .  Права и законы                                                                                 9

2.1 обычное право                                                                                             9

2.2 законы                                                                                                          11

2.3 право собственности                                                                                  14

2.4 обязательное право                                                                                     16

2.5 семейно-брачное право                                                                              18

2.6 наследственное право                                                                                 20

2.7 уголовное право                                                                                           21

 Глава3. Суд и судебный процесс                                                                    22

3.1 деятельность юристов                                                                                 24

 Глава4. Кодификация Юстиниана                                                                  26

Заключение                                                                                                        28

Список используемой литературы                                                                  29

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                 31

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

 

         Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным — jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским — от самоназвания римлян - квириты) в широком смысле, во-вторых - согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым “введены почти все договоры”, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д.

          Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться “или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом”. Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.

 

 

 

         Глава1. Источники римского права

 

Институции  Гая (1. 2) дают такое перечисление отдельных  видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium). Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно обычным правом.

Институции  Юстиниана разделяли все право  по признаку письменной и устной формы  источников1.

В последнюю  категорию источников входил древнейший источник права - обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine iure certo, т.е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания - non ius, sed mos ac fas.

«С усилением  законодательной деятельности государства  обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон (Topica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права»2.

С установлением  римского мирового господства в новых  условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления  явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.

Наряду с  прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем  Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

  • народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas или "стою на старом законе" - antiquo legem);
  • магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона;
  • закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae)3.

Третий источник римского права, который перешел  от республиканского Рима, - эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя  провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал  эдикт, в котором объявлял программу  своей деятельности, обязательную для  него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких  обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования  особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.

«В начале принципата превратились в законодательные  акты постановления сената (редкие при республике). С 1 до середины 3 вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. C. Macedonianum - см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате»4.

Римская юриспруденция  ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика  и усложнение форм оборота предъявляли  новые разнообразные запросы, требовавшие  точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов  крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков  на почве различия применявшихся  теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев  населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой  помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся  им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.«Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretatione consistit (D. 1. 2. 2. 12. Pomponius»).(«Так и в нашем государстве (правосудие) строится или на основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.»)5.

В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов  их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам 12 таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, 2 в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, 2 до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (1 в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (2 в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно  назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (2 в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они "основали цивильное право" (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (1 в. до н.э.).

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1 - 3 вв. н.э.), признаваемый за классический. В именно эту эпоху  право частной собственности, частное  право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые  противоречия все больше углублялись  и обострялись, восстания рабов  приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй  оказывался в опасности, и требовались  чрезвычайные меры для обеспечения  господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками  свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих  изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать  вновь возникающие вопросы в  интересах господствующего класса, в первую очередь - в целях закрепления  неограниченного права собственности  рабовладельцев на рабов и права  собственности на землю6.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех  основных формах: а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских  магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку  императорские эдикты содержали  не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных  лиц и населения); б) декреты - решения  по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам  вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

        Глава2.  Права и законы

 

       2.1 Обычное право

 

        Обычное право  представляет объективно исходный  исторически источник любого  правового регламентирования в  самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию  признания боговдохновенности государственных и политических установлений.

       Для обычного  права не характерна выраженность  его требований в скрупулезно  точных постановлениях. Поэтому  нормы, вытекающие из обычного  права - особые по содержанию  и по характеру; главным образом  это принципиальные предписания  границ или типа дозволенного  правового поведения. Закономерно  вставал вопрос о критериях  допустимости и применимости  такой pei-уляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

         Обычаи  признавались источником права  в том случае, если отсутствуют  конкретные требования, выраженные  в других формах: “В тех делах,  в которых мы не пользуемся  писаными законами, нужно соблюдать  то, что указано нравами и обычаями”.  В этой ситуации требование  обычая безусловно обязательно  и равнозначно другому определенному  указанию на содержание правового  требования: “Укоренившийся обычай  заслуженно применяется как закон  и это есть право, о котором  говорится, что оно установлено нравами”. Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода “оживляет”; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную  правовую практику, во всяком  случае в пределах жизни более  одного поколения; 

2) он должен выражать однообразную  практику - причем безразлично, действия  или бездействия;

3) он должен воплощать неотложную  и разумную потребность в правовом  именно регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения  даже коммерческого оборота могут  составить правовое требование  обычая (например, не создают такового  обыкновение “давать на чай”, разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.).

Информация о работе Кодификация Юстиниана