Колчак Александр Васильевич - российский политический деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:08, биография

Краткое описание

Александр Васильевич Колчак—российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900—1903 годов. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения, как в общероссийском масштабе, так и непосредственно на Востоке России.

Вложенные файлы: 1 файл

Колчак Александр Васильевич.docx

— 25.52 Кб (Скачать файл)

                              Колчак  Александр Васильевич.

  Александр Васильевич  Колчак—российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918).

  Полярный исследователь  и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900—1903 годов. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской  войн. Вождь и руководитель Белого  движения, как в общероссийском  масштабе, так и непосредственно  на Востоке России. Верховный  правитель России (1918—1920 гг.), был  признан на этом посту всеми  руководителями Белого движения, «де-юре» — Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де-факто»  — государствами Антанты.

   Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 года в селе Александровское под Петербургом (ныне — исторический район Санкт-Петербурга на проспекте Обуховской обороны, рядом с Обуховским заводом). Ныне на проспекте Обуховской обороны находится памятник архитектуры XVIII века — Троицкая церковь «Кулич и Пасха», построенная в 1785 году архитектором Н. А. Львовым, где был крещён Александр Васильевич Колчак.

Отец Василий  Иванович Колчак (1837—1913) — выпускника одесской Ришельевской гимназии.               Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Посохова, происходила из купеческой семьи.

Образование:

Начальное образование будущий  адмирал получил дома, затем поступил в 6-ю Петербургскую классическую гимназию, где в 1885—1888 годах окончил 1—3 классы (из 8). Во время обучения в  гимназии имел плохую успеваемость, и, при переводе в 3 класс, получив двойку по русскому языку, тройку с минусом по латинскому, тройку по математике, тройку с минусом по немецкому и двойку по французскому языку, чуть не был оставлен на второй год. На повторных устных экзаменах по русскому и французскому языкам исправил оценки на тройки, и был переведён в третий класс.

В 1888 году поступил в Морской  кадетский корпус, который окончил  в 1894 году, выдержав все экзамены на «отлично» кроме минного дела, по которому удовлетворительно ответил  на 4 из 6 вопросов. Несмотря на это, должен был стать первым по успеваемости в своём выпуске, но запротестовал  и первым стал его друг Дмитрий  Филиппов (у которого было хуже с  поведением), а Колчак получил одну из денежных премий имени адмирала П. И. Рикорда как второй в выпуске.

15 сентября 1894 года был  произведён в мичманы, в конце  года зачислен в Петербургский  7-й флотский экипаж, в марте  1895 года назначен для занятий  штурманским делом в Кронштадтскую  морскую обсерваторию, а спустя  месяц его определили вахтенным  офицером на броненосный крейсер  «Рюрик». 5 мая того же года  на «Рюрике» вышел из Кронштадта  в заграничное плавание через южные моря к Владивостоку. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием, пытался изучить китайский язык, также он увлёкся океанографией и гидрологией Тихого океана, особенно его, интересовала северная его часть: Берингово море и Охотское море.

В 1897 году Колчак подавал  рапорт с просьбой перевести его на канонерскую лодку «Кореец», которая направлялась в то время к Командорским островам, где он планировал заняться исследовательской работой, однако вместо этого был направлен в качестве вахтенного учителя на парусный крейсер «Крейсер», который использовался для подготовки боцманов и унтер-офицеров.

Экспедиция Толля:

По прибытии в Кронштадт  Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному  Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять  его в состав экспедиции, однако получил отказ, так как ко времени  подачи прошения экипаж экспедиции был  полностью укомплектован. После  этого некоторое время Колчак входил в личный состав судна «Князь Пожарский», а в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время  стоянки в греческом порту  Пирей он получил приглашение  из Академии наук от барона Э. В. Толля  принять участие в вышеупомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в  Петербург. Начальник экспедиции предложил  Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а также  исполнять обязанности второго  магнитолога. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1900 года экспедиция  на шхуне «Заря» двинулась  по Балтийскому, Северному и  Норвежскому морям к берегам  Таймырского полуострова, где  предстояла первая зимовка. В  октябре 1900 года Колчак участвовал  в поездке Толля к фьорду  Гафнера, а в апреле-мае 1901 года  они вдвоём путешествовали по  Таймыру. На протяжении всей  экспедиции будущий адмирал вёл  активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил  имя А. В. Колчака, назвав  его именем открытый экспедицией  остров в Карском море и  мыс. По итогам экспедиции в  1903 году Александр Васильевич  был избран действительным членом  Императорского Русского географического  общества.

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к  северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя  каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов  предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью  Лены и через Якутск и Иркутск  прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург  Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также  сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию с целью выяснения судьбы Толля. Экспедиция длилась с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

Русско-японская война:

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант  Колчак отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться  со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало  известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой  в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской  эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил  ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак стал командиром миноносца «Сердитый». Совершив ночную опасную вылазку, Колчак расставил мины, на которых взорвался японский крейсер «Такасаго». К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм — следствие двух полярных экспедиций — заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл четыре месяца

Развитие русского флота:

После плена Колчак почти  сразу получил чин капитана второго  ранга. Главной задачей группы морских  офицеров и адмиралов, в которую  вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского  военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской  Генеральный штаб, взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был заведующим его отделением русской статистики, занимался разработками по реорганизации  военно-морского флота, выступал в Государственной  Думе в качестве эксперта по военно-морским  вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу  в Думе. Строительство новых судов  продвигалось медленно.

Учитывая значительный численный  перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый  план защиты Петербурга и Финского залива — при угрозе нападения  все корабли Балтийского флота  по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в  устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрываемых береговыми батареями.

Капитан второго ранга  Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов  «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли  во Владивосток, затем отправились  в картографическую экспедицию к  Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую  академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование —  монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, — «Лёд Карского и Сибирского морей».

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909—1910 гг. экспедиция, в составе которой  Колчак командовал кораблём, совершила  переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению  к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить  на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Первая мировая война:

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота  Минная дивизия по личному приказу  адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в  водах Финского залива, не дожидаясь  разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии  Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских  баз. В 1914—1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием  Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях  подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули — «Фридрих Карл»  и «Бремен».

При этом попытка перехвата  немецкого конвоя, перевозившего  руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем  морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

Летом 1916 года Ставка начала подготовку десантной операции для  захвата Константинополя и Черноморских проливов.

 А. В. Колчак —  Командующий Черноморским флотом:

28 июня 1916 года приказом  российского Императора Николая  II Александр Васильевич был произведён  в вице-адмиралы и назначен  командующим Черноморским флотом.

Верховный Правитель России:

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьском перевороте и ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах  с немцами. Ответил согласием  на телеграмму с предложением своей  кандидатуры в Учредительное  собрание от кадетов и группы беспартийных по Черноморскому флотскому округу, однако его ответ был получен  с опозданием. Адмирал выехал в  Токио. Там он вручил британскому  послу просьбу о приеме в английскую действующую армию «хоть рядовым». Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский  фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Кудашева, приглашавшего  его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей. Колчак поехал в Пекин, после чего приступил  к организации русских вооруженных  сил для защиты КВЖД. Однако из-за разногласий с атаманом Семёновым  и управляющим КВЖД генералом  Хорватом адмирал Колчак оставил  Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь  вступить в Добровольческую армию  генералов Михаила Васильевича  Алексеева и Антона Ивановича  Деникина.

13 октября 1918 он прибыл  в Омск, откуда на следующий  день отправил письмо генералу  Алексееву (полученное на Дону  в ноябре — уже после смерти  Алексеева), в котором выражал  намерение отправиться на Юг  России с тем, чтобы поступить  в его распоряжение в качестве подчиненного. В Омске же тем временем разразился политический кризис. 4 ноября 1918 Колчака, как популярную среди офицеров фигуру, пригласили на должность военного и морского министра в состав Совета министров так называемой «Директории» — находившегося в Омске объединённого антибольшевистского правительства, где большинство составляли эсеры. В ночь на 18 ноября 1918 в Омске казачьи офицеры арестовали четырёх эсеров-руководителей Директории во главе с её председателем Н. Д. Авксентьевым. В сложившейся обстановке Совет министров — исполнительный орган Директории — объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил вручить её одному лицу, присвоив ему титул Верховного Правителя Российского государства. Тайным голосованием членов Совмина на данный пост был избран Колчак. Адмирал заявил о своём согласии на избрание и первым же своим приказом по армии объявил о принятии на себя звания Верховного Главнокомандующего.

После своего прихода к  власти А. В. Колчак отменил распоряжение о том, что евреи как потенциальные  шпионы подлежат выселению из 100-вёрстной прифронтовой зоны.

Колчак надеялся, что под  знаменем борьбы с красными ему удастся  объединить самые разнородные политические силы и создать новую государственную  власть. Поначалу положение на фронтах  благоприятствовало этим планам. В  декабре 1918 года Сибирская армия  заняла Пермь, имевшую важное стратегическое значение и существенные запасы военного снаряжения.

Выдача Колчака союзниками и расстрел:

4 января 1920 в Нижнеудинске  адмирал А. В. Колчак подписал  свой последний Указ, в котором  объявил о намерении передать  полномочия «Верховной Всероссийской  Власти» А. И. Деникину. Впредь  до получения указаний от А.  И. Деникина «вся полнота военной  и гражданской власти на всей  территории Российской Восточной  Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту  Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске  произошёл переворот, город был  захвачен эсеро-меньшевистским Политическим  центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в  чехословацком эшелоне, в вагоне  под флагами Великобритании, Франции,  США, Японии и Чехословакии, прибыл  к пригородам Иркутска. Чехословацкое  командование по требованию эсеровского  Политцентра, с санкции французского  генерала Жанена, передало Колчака  его представителям. 21 января Политцентр  передал власть в Иркутске  большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись  допросы Колчака Чрезвычайной  следственной комиссией.

Информация о работе Колчак Александр Васильевич - российский политический деятель