Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:09, реферат
Япония – страна с глубокими традициями. Современный конституционный строй Японии складывался через призму исторических, религиозных и политических преобразований страны начиная с конца XIXвека.
Известен факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.
Япония – страна с глубокими традициями. Современный конституционный строй Японии складывался через призму исторических, религиозных и политических преобразований страны начиная с конца XIXвека.
Известен факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.
Буржуазные преобразования 70-80-х гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма. Торговые контакты и культурный обмен с европейскими странами способствовали внутренним перестройкам. Одним из результатов революций стало принятие в 1889 году конституции – конституции Мэйдзи.
К разработке конституции
приложил немало усилий Томоми Ивакура
– один из министров императорского двора.
В 1871-73 гг. он совершал поездку по странам Европы и США, подготавливая
и заключая договора по торговле и сотрудничеству.
Японская делегация очень внимательно
ознакомилась с государственными учреждениями,
культурой, промышленностью раз
Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.
Специфические черты Конституции
Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция
является октроированной. Это означает,
что первоначально существует право
монарха и Конституция
Конечно, такую конституцию нельзя назвать демократичной. Как верно замечает Жучкова С.М., «Конституция 1889 г. была продуктом компромисса между сторонниками традиционной теократической монархии, которые стремились сохранить императора как абсолютного монарха, активно участвующего в управлении государством и сторонниками бюрократической авторитарной системы, в которой от имени императора правила бы бюрократия. Последние понимали необходимость и возрастающую роль представительной власти, которой, однако, отводили второстепенное место». Но для Японии того времени это был значительный шаг.
На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила
в стадию монополистического капитализма,
ускоренными темпами шел
В.М. Курицын объясняет особую агрессивность японской внешней политики и милитаризации японского общества и государства тем, что, выступив на международную арену сравнительно поздно, Япония не поспела к разделу колоний, и могла удовлетворять свои территориальные претензии только в результате передела уже поделенного – т.е. путем агрессивных завоевательных воин. Русско-Японская война, захват Кореи и значительной части Китая, тем не менее, не позволили Японии создать колониальную империю в Юго-Восточной Азии – поражение во второй мировой войне расставило все точки над i.
Государство и общество нуждались
в реформировании – приоритетными
направлениями послевоенного
Первоначальный проект конституции
Японии был подготовлен правительством
Японии при участии группы советников
в 1946 г. Он сохранил многие положения
первой, консервативной конституции
страны 1889 г., лишь слегка подвергнув их
«косметической» обработке. Проект
был представлен в парламент,
но вызвал отрицательную реакцию
японской общественности и Дальневосточной
комиссии, созданной странами-
Второй проект конституции разрабатывался учеными и генералами США под руководством генерала Мак-Артура. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.
Многие положения новой
Особо аккуратно и скрупулезно
подошли разработчики к положениям
Конституции о военной мощи Японии.
В целях недопущения и
Японские реакционные круги неоднократно пытались ревизовать данную статью – но безуспешно. Сегодня в Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1% государственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц[7].
Окончательно новая
Обозначим лишь основные положения Конституции, отличающие ее от предшественницы 1889 года.
Так, император лишен возможности
оказывать какое-либо влияние на
государственные дела – он лишь
номинально выступает в качестве
главы государства, представляя
собой «символ нации» (ст.1). Более
того, «статус императора определяется
волей всего народа» – что
лишает его божественного ореола,
божественного происхождения. Синтоизм
был лишен статуса
В целом же Конституция Японии 1947 года (состоящая из 103 статей) вполне отвечает требованиям демократического общества современного мира. Сам факт того, что в нее не вносилось изменений и поправок свидетельствует о том, что граждане этой высокоразвитой и технологичной страны являются носителями высоких общественных ценностей, дорожат и способствуют развитию демократических институтов как в своей стране, так и во всем мире.
Высшим органом власти в Японии является Парламент — «Государственный Совет». Он является выразителем воли японского народа, носителя государственного суверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства. Только он имеет право принимать законы.
Японский парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку.
Депутаты обеих палат
Палата представителей имеет больше
полномочий, чем Палата советников.
В частности, нижняя палата может
принимать законопроекты двумя
третями голосов своих
Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утвержденными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров.
Кабинет министров руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически японский Парламент является местом формирования японского правительства.
Кабинет министров
отвечает перед парламентом за выполнение
государственного управления и, в случае
неудовлетворительных результатов, уходит
в отставку. Она происходит после
принятия Палатой представителей вотума
недоверия правительству. За 10 дней,
при наличии конфликта
Основными обязанностями и правами Кабинета министров является:
Суды являются органами судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью. Одной из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль — проверка соответствия законов, принятых Парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют «конституционными часовыми».
Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров.