Конституция БССР 1937 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:16, реферат

Краткое описание

Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция БССР 1937 г.docx

— 12.31 Кб (Скачать файл)
 
 
 

          Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения.  Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.

          В случае необходимости в период  между сессиями Верховного Совета  его Президиум мог внести изменения  в действующее законодательство  с последующим утверждением на  очередной сессии Верховного  Совета. Впервые было произведено  разграничение между органами  государственной власти и центральными  органами государственного управления.

       Однако следует отметить, что  элементы парламентаризации оставались иллюзорными.

Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах 

Советов директивам партийных органов лишь придавались  юридически принятые формы.

Регламент представительного  учреждения, как правило временный, содержал в себе

известную сумму  самых элементарных правил проведения заседаний без каких-либо

попыток выхода на качественно  отличительные парламентские формы  работы.

  В Конституции  БССР 1978 г. прежней осталась система  органов государственной власти  и управления. Высшими органами  государственной власти и управления  по-прежнему были Верховный Совет,  функционирующий в сессионном  порядке, и Президиум Верховного  Совета - постоянно действующий орган  представительной власти. Верховный  Совет БССР как высший орган  государственной власти БССР  стал "правомочен решать все  вопросы, отнесенные Конституцией  СССР и настоящей Конституцией  к ведению Белорусской ССР", была определена исключительная  компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон  1978 г. отдавал приоритет Верховному  Совету над всеми остальными  органами, относящимися к другим  ветвям власти.

Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный  документ. Это в решающей мере обусловливалось  тем, что в конце 80-х - начале 90-х  годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма.

Информация о работе Конституция БССР 1937 г