Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:37, реферат
Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении ее принципов.
Вступление
2. Понятие конституционности государства.
3. Конституция и государство.
4. Значение конституции в РФ.
5. Приоритет прав человека по Конституции РФ.
6. Основные положения конституционного строя.
7. Заключение.
1. Вступление
2. Понятие конституционности государства.
3. Конституция и государство.
4. Значение конституции в РФ.
5. Приоритет прав человека по Конституции РФ.
6. Основные положения конституционного строя.
7. Заключение.
Конституция — основной закон практически любого
современного государства. Развитие
конституции, в общем и целом всегда
соответствует основным этапам развития
самого общества и государства. В периоды
активных политических действий, в переломные
моменты в развитии общества эти вопросы
дальнейшего конституционного и законодательного
развития становятся наиболее актуальными,
особенно если речь заходит о глобальном
изменении установившейся системы организации
данного общества, как это было в 1992—1993
гг. в нашей стране. В ее тексте имеются
декларации, программные заявления, ссылки
на историю.
Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья.
Гражданин СССР, честно
выполняющий свои обязанности
перед обществом и
Первые конституционные акты появились в XVII – XVIII веках, хотя государство возникло гораздо раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиниться каким – то заданным правилам.
Во времена Римской империи под понятием конституции понимали императорские указы, а в средневековье – акты о федеральных вольностях. С тех пор прошло много лет, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства исчезла. Но это не так, хотя за последние два столетия демократия существенно окрепла. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и создании режима её неуклонного соблюдения.
Противоречие «государство-
Демократическое государство – всегда конституционное государство. Конституция подчёркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты или перестройки. В конституциях почти всегда подчёркивается, что они принимаются народом или от имени народа. Например, в конституции США, использована формула «Мы, народ Соединённых Штатов Америки...», Франции – «Французский народ одобрил… Конституционный закон». Российская Конституция заимствует этот подход - её преамбула, построена как длинная, но единая фраза: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,… принимаем Конституцию Российской Федерации». Тем самым подчёркивается главный источник учредительной конституционной власти – народ. Конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми. То есть, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества. Конституция должна создать такой правовой климат, который послужит барьером для переворотов.
Есть ещё одна важная функция конституции – препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. Например, распался ряд бывших социалистических государств: СССР, Югославия, Чехословакия. В связи с этим возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединённых в том, или ином государстве.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также, направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания.
Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Основной закон страны принимается и действует не столько ради оформления новой государственности, сколько, прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Само государство должно быть организовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия его потенциала, защищать его автономию от общества. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своих целей.
Произвол не смогли остановить
нормы действовавших
Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассматриваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Глава в целом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституционным текстом. Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие на этом пути.
5. Основные положения конституционного строя
Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.
Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:
1. регламентирующих деятельность государства и его органов;
2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;
3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.
Конституция закрепляет
экономический строй
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.
1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.
2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.
Информация о работе Конституция РФ- основа жизни государства