Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:37, доклад
Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр
Конституция Японии 1946 года: история принятия, структура, порядок внесения поправок
Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр. [1]
Потсдамская декларация 1945 г. обусловила необходимость пересмотра японской конституции. Однако правительство Японии было настроено чрезвычайно консервативно и откладывало проведение конституционной реформы, опасаясь, что новая конституция приведет к отказу от kokutai - священной традиции японской национальной политики. Американцы, одержав неожиданно быструю победу над Японией, также не имели ясности относительно того, какие изменения действительно необходимы.
Тем не менее, 25 октября 1945 г. под давлением Верховного командующего союзными силами Д. Макартура японское правительство во главе с новым премьер-министром К. Сидехара создало комитет по изучению конституционной реформы, который возглавил член кабинета Х. Мацумото. Подход Мацумото отличался сдержанностью и выражал широко распространенные в элите представления о том, что конституция Мейдзи не обязательно должна рассматриваться как препятствие на пути к демократии - виновата не конституция, а ошибки в ее практическом применении, приведшие к всплеску милитаризма. Прогрессивные настроения в обществе (в пользу реформирования конституции) вступили в конфликт с консерватизмом элиты. В этих условиях заседания комитета носили строго секретный характер, что, впрочем, не помешало некоторым идеям просочиться в печать и стать предметом дискуссии.
Консерватизм японского проекта побудил американцев взять дело в свои руки. 3 февраля 1946 г., сразу после публикации консервативного проекта комитета Мацумото, Макартур поручил своему Штабу разработать новый проект, положив в его основу так называемые «три принципа Макартура»:
) император стоит во главе государства; наследование носит династический характер; обязанности и прерогативы осуществляются императором в соответствии с конституцией и отвечают воле народа;
) война как суверенное право нации отменяется даже для обеспечения собственной безопасности; на вечные времена Японии запрещается иметь армию, флот и воздушные силы;
) прекращается существование феодальной системы; никакие права пэрства (за исключением императорской семьи) не простираются за пределы существующих ныне; никакой патент знатности с этого времени не дает национальной или гражданской власти.
За образец бюджета было предложено взять британскую систему. Авторство статьи 9 (о пацифизме) остается предметом дискуссий. Современные исследователи полагают, что, скорее, это был Макартур, чем Сидехара, аргументируя свою позицию сходством статьи с той, которая под влиянием Макартура была в то же время включена в конституцию Филиппин.
Правительственная секция Штаба Макартура выступила в качестве Конституционного конвента, образовав шесть комитетов, на которые была возложена ответственность за разработку соответствующих частей конституции. В состав комитетов вошли молодые штабные офицеры, многие из которых были по образованию юристами или имели опыт административной работы. Проект, авторство которого тщательно скрывалось, был подготовлен за неделю и внесен в Имперский парламент от имени императора Хирохито. 7 октября 1946 г. последний Имперский парламент, первоначальный срок деятельности которого составлял 40 дней, а затем четырежды продлевался до 114 дней, одобрил новую конституцию. Конституция была промульгирована 3 ноября 1946 г. [4]
На Конституцию Японии оказало влияние англосаксонское право. Например, четко прослеживается влияние Конституции США на закрепление прав и свобод, особенно личных прав и свобод в Японской конституции.
Если мы сравним тексты двух Конституций (1889 и 1947 годов), то заметим, что наблюдается преемственность в расположении глав.
Главы по порядку Конституции 1889 года: «Об императоре», «О правах и обязанностях подданных», «О Парламенте», «О министрах и Государственном совете», «О судебной власти», «О финансах», «Дополнительные положения»
Разделы действующей Конституции Японии: «Преамбула» (в тексте не имеет названия), «Император», «Отказ от войны», «Права и обязанности народа», «Парламент», «Кабинет», «Судебная власть», «Финансы», «Местное самоуправление», «Поправки», «Верховный закон», «Дополнительные положения».
Конституция Японии 1947 года отличается по содержанию от предшествующей Конституции Японии 1889 года и выделяется среди зарубежных Конституций такими характерными чертами, как провозглашение народного суверенитета, закрепление широкого круга прав и свобод и ярко выраженный пацифизм.
При этом в Конституции 1947 г. весьма заметен также и идеологический оттенок: обширная преамбула Конституции включает в себя провозглашение общих принципов строения государства, а ряд статей закрепляют некоторые концептуальные ценности.
Ранее в японской конституционной истории принцип народного суверенитета как основы государственной власти не существовал. По Конституции 1947 года такой основой стал народ.
Акты первой Конституции устанавливали следующее:
) «Империя Великой Японии находится под нерушимым на вечные времена господством и управлением династии императоров» (ст. 1)
) «Особа императора священна и неприкосновенна» (ст. 3)
) «Император - глава государства. Он обладает верховной властью и осуществляет ее согласно постановлениям этой Конституции» (ст. 4)
) «Император осуществляет
законодательную власть в
По действующей Конституции в Японии установлена конституциональная монархия, поэтому принцип божественного происхождения императорской власти исключен, глава государства - «символ государства и единства нации», а его действия на уровне государства принимаются лишь с совета и согласия Кабинета. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. [2]
В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде всего правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности.
Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является “символом государства и единства народа”. Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствоведам говорить о том, что в Японии была фактически установлена не монархия, а республика. [1]
Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм. Она провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до 1945 г.).
По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие двух третей общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым составом Парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию не было внесено ни одной поправки.
Особенностью японского конституционализма послевоенного времени стало полное отсутствие поправок к конституции. Этот факт тем более примечателен, что конституция, принятая под внешним давлением, не была продуктом естественного национального правового развития и вызывала критику со стороны различных политических сил.
Главная причина внешней стабильности конституции Японии заключается, в конечном счете, в том, что конституционные изменения оказались невыгодны ни одной крупной политической силе страны (хотя все партии - как правительственного большинства, так и оппозиционные - постоянно дискутировали практически все аспекты этого документа). Инициировались многочисленные судебные процессы с целью оспорить законодательство, принятое по инициативе правящей партии, или административные акты правительства. Однако судебная власть, неохотно осуществляющая свои полномочия в этой области, редко признавала их неконституционными.
Тот факт, что конституция не пересматривалась путем внесения поправок, отнюдь не означает, что она не менялась вообще. Изменения шли по линии развития конституционного законодательства, правоприменительной деятельности, а также судебного толкования конституционных норм. [4]
конституция япония законодательный