Контрольная по Истории экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

История экономики является одной из социальных наук, свое развитие и распространение она получает в середине 19 века. Открываются кафедры экономической истории в Гамбурге, Сорбонне, Оксфорде, то есть в ведущих университетах мира, читается история экономики так же и России в коммерческих училищах. Экономическая история получает широкое распространение. В Париже создается институт по Экономической истории. В Леоне – центр по изучению экономики, и так в 50-х годах в Италии в 46 университетах читалось 15 курсов по истории экономики, в 70-х годах – 51 курс, в 80-х годах уже 87 курсов. В 1972 г. в Риме издается общеевропейский журнал по экономической истории. В редакционную коллегию журнала входят ведущие ученые Западной Европы и США.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Особенности промышленного переворота во Франции, в Германии и США. Чем они были обусловлены……………………………………………………………....4
2 Факт утраты Англией промышленного первенства……………………………14
3 Последствия второй мировой войны для США…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


Введение

История экономики  является одной из социальных наук, свое развитие и распространение  она получает в середине 19 века. Открываются  кафедры  экономической истории  в Гамбурге, Сорбонне, Оксфорде, то есть в ведущих университетах мира, читается история экономики так же и России в коммерческих училищах. Экономическая история получает широкое распространение. В Париже создается институт по Экономической истории. В Леоне – центр по изучению экономики, и так в 50-х годах в Италии в 46 университетах читалось 15 курсов по истории экономики, в 70-х годах – 51 курс, в 80-х годах уже 87 курсов. В 1972 г. в Риме издается общеевропейский журнал по экономической истории. В редакционную коллегию журнала входят ведущие ученые Западной Европы и США.

Экономическая история изучает:

o   Промышленность;

o   Сельское хозяйство;

o   Транспорт;

o   Денежное обращение и кредит;

o   Внутреннюю и внешнюю торговлю;

o Экономическую политику государства в тот или иной период в определенном государстве или стране.

В работе рассмотрены следующие вопросы: Особенности промышленного переворота во Франции,  в Германии и США, факт утраты Англией промышленного первенства, Последствия второй мировой войны для США

Экономическая история тесно связана с политэкономией. Она является ее теоретическим фундаментом. Так же экономическая история связана с гражданской историей, с историей науки и культуры, с военной историей, но она их не повторяет, а имеет собственный объект исследования.

 

 

 

 


 

1 Особенности промышленного переворота во Франции,  в Германии и США. Чем они были обусловлены

Рассмотрим  специфические черты промышленного  переворота во Франции.

Анализируя  начальный период промышленного  переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали  революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.

Промышленный  переворот во Франции во многом отличался  от аналогичного процесса в Англии, и, прежде всего тем, что начался  он позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то, что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820 —1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850 — 1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.

Такое отставание имело множество причин, коренившихся прежде всего в социально-экономическом  устройстве Франции. Потребовалось  несколько революционных потрясений, чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе.

К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали  огромные средства и людские ресурсы  от народного хозяйства, приводили  к неисчислимым экономическим потерям.

 

Негативными последствиями  обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.

Промышленный  переворот во Франции проходил в  первой половине 19 века. Однако подлинный  взлет промышленного переворота наметился после революционных событий 1848 г.

В целом удельный вес французской промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского  хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции  промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.

Изучая  промышленный переворот во Франции можно выделить условно два периода: 1830—1840-е  и 1850—1860-е годы.  В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.

Своеобразным  ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В 1832 году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50 км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844 году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859 года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний.


Благодаря таким шагам  уже к концу 1840-х годов в  стране было построено около 3 тыс. км железнодорожных путей, а к концу 1860-х— 17,6тыс. км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.

Строительство железных дорог повлекло за собой  развитие металлургии. К концу 1860-х годов Франция выпускала 1,3 млн. т чугуна, 900 тыс. т железа и 100 тыс. т стали, причем в 1865 году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля.

В 1860-х годах  широкое распространение получил  бессемеровский метод выплавки стали.

В 1850 — 1860-х годах  произошли качественные изменения  в промышленности, стали создаваться  крупные предприятия с широким  использованием паровых машин. Этому  способствовали целевые государственные  кредиты, специальные займы для  внедрения новой техники. Если в 1848 году во Франции было не более 4,8 тыс. паровых машин, то в 1869-м — 27,8 тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.

Переход к фабричной  промышленности происходил и в текстильном  производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн. кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850—1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.

Работа на ткацких  фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность рабочего дня в среднем составляла 11—13 часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15—17 часов в сутки.


И все же по сравнению  с Англией и Германией Франция  заметно отставала по уровню концентрации производства. В ее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические заводы компании «Шнейдер-Крёзо», каждый из которых насчитывал более 10 тыс. работников, были всего лишь исключением. В конце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции — всего лишь 1,7. В общем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.

И хотя городское  население с 1780 по 1870 год выросло  почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3 общей численности  страны. Из 15,2 млн. человек самодеятельного населения 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн. — в промышленности, 1 млн. — в торговле, 1,3 млн. — в домашнем хозяйстве.


В целом промышленный переворот  был завершен к концу 60-х годов. Общий объем промышленной продукции возрос в шесть раз (с 2 млрд. фр. в начале 10-х до 12 млрд. фр. в конце 60-х годов 19 в.). И хотя Франция значительно уступала Англии, ей принадлежало второе место в мире по размерам промышленного производства и общему экономическому потенциалу.

Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было трудно угнаться за своими соперниками. В середине XIX века раздробленная Германия добывала угля в 7 раз, производила чугуна в 10 раз и потребляла хлопка в 30 раз меньше, чем Англия.

Промышленный  переворот в Германии можно условно  разделить на два важнейших периода. Первый из них приходится на 1830 — 1840-е годы, а второй — на 1850 – 1860-е. Мощным толчком для индустриального развития на первом этапе было появление хлопчатобумажной промышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе. Наиболее крупным центром хлопчатобумажного производства стала Саксония, где предприятия работали в основном на пряже, поступавшей из Англии, а центр саксонского ткачества Хемниц весьма эффективно конкурировал с английским Манчестером. В конце 1840-х годов на территориях, входивших в немецкий Таможенный союз, имелось 313 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Значительные  изменения происходили в тяжелой  промышленности. Появление паровых  машин на транспорте, а также широкое  использование угля в металлургии заметно повысили спрос на каменный уголь. Интенсивно разрабатывался Рурский угольный бассейн, где добыча угля в 1830 — 1840-х годах выросла в два раза, а во всей Пруссии — с 1,2 млн. т (1824) до 3,1 млн. т (1843).

Особенно быстро стал развиваться Рейнско-Вестфальский промышленный район, где в 1846 году насчитывалось около 200 доменных печей (но только 32 из них использовали каменный уголь). В этом районе было сосредоточено 25% рабочих страны, количество которых в целом по стране резко возросло.

Так, за 1800—1848 годы число рабочих, занятых в шахтах, увеличилось в четыре раза (с 25 тыс. до 100 тыс. человек), а в остальных отраслях тяжелой промышленности — в двенадцать раз (с 50 тыс. до 600 тыс. человек). Но следует отметить, что это была лишь начальная стадия промышленного переворота в Германии. Сказывалась и общая экономическая отсталость, и политическая раздробленность, и нерешенность аграрного вопроса.

Материальной  основой для начала настоящего промышленного  переворота, а также экономического и политического объединения страны должны были стать    железные дороги. Но, несмотря на то, что к 1848 году протяженность железных дорог составляла уже 2,5 тыс. км, Германия все еще отставала по этому показателю от Англии и Франции.

Масштабная  индустриализация в Германии развернулась лишь после революции 1848 года, которая хотя и не привела к ликвидации помещичьего землевладения и политической раздробленности, но все же способствовала бурному развитию крупной промышленности. Именно 1850—1860-е годы можно охарактеризовать как второй, наиболее важный период промышленного переворота, в ходе которого в целом сформировались рыночные отношения в экономике и страна испытала мощный промышленный подъем. В эти годы промышленность в основном перешла от мануфактурной к фабричной стадии развития.

Более поздний, чем в других европейских странах, переворот проходил стремительно. Только в течение 1860-х годов общая  мощность паровых двигателей увеличилась  почти в три раза. Особенно быстрыми темпами развивались отрасли  тяжелой промышленности: их продукция увеличилась более чем в три раза, в том числе добыча угля — в пять раз, выплавка чугуна — в семь раз и т.д.

По-прежнему, как  и в предыдущие десятилетия, большое  значение в индустриализации страны имели железные дороги. За 1850-1871 годы длина железнодорожных путей увеличилась более чем в 3 раза (с 6 тыс. до 19,6 тыс. км), число паровозов — в 8 раз, товарных вагонов — в 12 раз. В железнодорожное строительство вкладывались огромные капиталы, поскольку прибыль здесь достигала 15—20%. За указанный период инвестиции в эту отрасль увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.

Проблема мобилизации  капиталов очень остро стояла перед Германией (впрочем, в тот  период это была проблема многих стран). Одним из источников финансирования экономики стали выкупные платежи, поступавшие в ходе аграрных реформ. Средством привлечения капиталов служила внешняя торговля хлебом, картофельным спиртом, свекольным сахаром, шерстью. Можно отметить быстрый рост объемов внешней торговли: только за 1850-е годы германский экспорт увеличился более чем в 2,5 раза, а импорт — в 2 раза.

В этот же период закладываются основы кредитной  системы страны, создаются акционерные  банки и компании. Так, в 50—60-е  гг. в Пруссии было создано около 300 горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других компаний с капиталом около 2,5 млрд. марок.

В результате за 50—70-е гг. промышленность Германии достигла невиданных для XIX в. темпов роста. По этому показателю страна обогнала Англии и Францию. За 50-е гг. объем  промышленной продукции удвоился, за 60-е гг. вырос еще в полтора раза.

Особенности промышленного переворота в США

В течение первой половины XIX века американская экономика  развивалась невиданно быстрыми темпами, и к 1870-м годам США  превратились в одну из ведущих индустриальных держав мира. Каковы же причины и условия такого бурного развития?

Следует отметить, что начало промышленного переворота в США имело ряд особенностей, заметно отличавших его от аналогичного процесса в Западной Европе. Прежде всего, в основе первоначального накопления капитала в США лежали средства, которые вывозились из Англии и других европейских стран. За 1790-1860-е годы ввоз иностранного капитала в США превысил 500 млн долл. Особенно большие инвестиции стали поступать в 1830-х годах, что объяснялось началом широкомасштабного строительства железных дорог.

Еще в 1784 году американское правительство навязало индейцам договор, по которому к США отходили обширные земли южнее Великих озер. Индейцев сгоняли с их исконных земель, отбирали скот и имущество. Поскольку индейцы были не приспособлены к европейской цивилизации, они с трудом привыкали к новым условиям и не соглашались трудиться в качестве рабов на плантациях или в городах на промышленных предприятиях. Позже их стали помещать в специальные резервации.

В 1803 году США  купили у Франции Большую Луизиану. В начале XIX века американцы стали  активно проникать во Флориду, в 1811 году они оккупировали ее восточную  часть, а в 1819 году вынудили Испанию  уступить им весь полуостров, принадлежавший ей с XVI века.

В 1823 году пятый  президент США Джеймс Монро выступил в Конгрессе с так называемой доктриной Монро, где подчеркивалось, что любые попытки вмешательства  европейских государств во внутренние дела Америки будут расцениваться  как прямая угроза молодому государству. Кроме того, в этой доктрине содержалось положение о том, что экономическое могущество страны зависит от присоединения новых территорий, в частности на западе и юге Североамериканского континента.

Информация о работе Контрольная по Истории экономики