Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:40, реферат
Родился 30 мая (6 июня) 1220. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича от второго брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной, дочерью князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Родился в Переяславле-Залесском в мае 1220 года.
В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский святитель Симон.
Александр Невский - биография 3
Прозвище 4
Происхождение, родословная князя Александра Невского и ее влияние на формирование его мировоззрения. 4
Историческая обстановка к началу княжения Александра Невского 9
Отражение агрессии с запада 15
Великое княжение 17
Смерть 20
Мощи св. Александра Невского 20
Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси. 21
Литература 27
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГСХА
Контрольная работа
по дисциплине:
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
Выполнила: студентка 1 курса
Специальности «Ветеринария»
Заочной формы обучения
Позднякова А.П.
Проверил: Митров А.Г.
КОСТРОМА 2012
Оглавление
Александр Невский - биография 3
Прозвище 4
Происхождение, родословная князя Александра Невского и ее влияние на формирование его мировоззрения. 4
Историческая обстановка к началу княжения Александра Невского 9
Отражение агрессии с запада 15
Великое княжение 17
Смерть 20
Мощи св. Александра Невского 20
Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси. 21
Литература 27
Александр Невский - биография
Родился 30 мая (6 июня) 1220. Второй
сын переяславского князя (позже
великого князя киевского и
В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский святитель Симон.
В 1228 году Александр вместе
со старшим братом Фёдором были оставлены
отцом в Новгороде под
В 1236 году Ярослав уехал
из Переяславля-Залесского княжить
в Киев (оттуда в 1238 году — во Владимир).
С этого времени начинается самостоятельная
деятельность Александра. Ещё в 1236-1237
годах соседи Новгородской земли
враждовали друг с другом (200 псковских
воинов участвовали в неудачном
походе Ордена меченосцев против Литвы,
закончившегося битвой при Сауле
и вхождением остатков ордена меченосцев
в состав Тевтонского ордена). Но
после разорения Северо-
Прозвище
Официальная версия гласит, что своё прозвище — Невский — Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. В частности семья Александра имела свой дом недалеко от Новгорода, с жителями которого у него были натянутые отношения.
Происхождение, родословная князя Александра Невского и ее влияние на формирование его мировоззрения.
Из сохранившихся
до наших дней древних
Наречен младенец был, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения (9 июня) . Небесным покровителем его стал святой мученик Александр.
Имя Александр было редким для XIII века в княжеской среде и напоминало имя героя языческой древности Александра Македонского.
“Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет.” Матерью Александра, остальных семи сыновей и двух дочерей Ярослава вероятно была дочь московского князя Мстислава Удалого Ростислава. Это был второй брак Ярослава после супружеского союза с дочерью половецкого хана Юрия Кончаковича. По мнению Н. С. Борисова, брак был бездетным, а потому и расторгнут. В этом случае дедом Александра был Мстислав Удалой, прославивший Русь своими многочисленными подвигами. Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания.
Н. И. Костомаров в труде “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” говорит о том, что личность Мстислава может по справедливости быть названа образцом характера того времени. Несмотря на то, что он “не дал нового поворота ходу событий, не создавал нового первообраза общественного строя” , но напротив был “защитник старины, охранитель существующего, борец за правду, но за правду, которой образ уже сложился прежде” .
Судьба Мстислава Удалого была типична для многих русских князей его времени. В начале XIII века потомков легендарного Рюрика стало уже значительно больше, чем княжений. Обделенные семейным разделом князья должны были сами прокладывать себе дорогу к власти, славе и богатству...
Отец Мстислава Удалого - Мстислав Храбрый был правнуком Владимира Мономаха и сыном могущественного князя Ростислава Смоленского. Как полководец Мстислав Удалой отличался напористостью, стремительностью ударов. Он умело использовал военные хитрости, часто совершал неожиданные для врага маневры.
В год смерти
деда Александру исполнилось
восемь лет. Едва ли Мстислав
успел “приложить руку” к
воспитанию внука. Но, известно, что
характер, темперамент передаются
и через таинственный механизм
наследственности. И не от деда
ли унаследовал Александр свою
пылкую отвагу, рыцарскую беспечность
- черты, отнюдь не свойственные
владимирским “самовластцам” ?”
(Согласно другой гипотезе
Смирившись с судьбой,
Ярослав... женился вновь. Новой женой
его стала княжна Феодосия, сестра
рязанского князя Ингвара. В 1219 году
родился у них первенец, при
крещении его нарекли Федором, как
и отца. А на следующий год появился
еще один сын. Его назвали Александром.
“) Что касается родословной отца,
то эта линия просматривается
более однозначно. Предком Александра
по материнской и отцовской линии
был славный воин, мудрый правитель
и талантливый литератор
Несмотря на неоднозначность
определения генеалогической
“Первые годы юного княжича прошли в Переславле. В мальчиках тогда рано начинали видеть маленьких мужчин. Можно думать, что в три года над ним - как некогда над его отцом - был совершен древний княжеский обряд - “постриг” , после чего он считался полноправным участником ратных дел - воином.
Александр был передан на воспитание княжескому боярину Федору Даниловичу. Изучал он правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. Представления о человеческом бытии в ту пору полностью не сводились к проповедуемым церковью истинам. “” Род” и “естество” человека сложны, он не имеет врожденных свойств: “да не глаголем”, - писалось в учительной литературе, - что этот “естеством благ”, а тот “естеством зол”. И “благий” бывает зол, и злой может “быти благ”. Полных праведников не бывает: “Несть праведна, иже не имать ничтоже согрешения, и несть грешна, иже не имать ничто же блага”. В душе человека три силы - разум, чувства, воля, в ней борется “правда” с” неправдой” , и не все ведающие истину ее творят.
Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “благородным” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”.
В среде образованных самопознание ценилось: “Испытай себе больше, нежели ближних”, тем и себе пользу принесешь и ближним. Или: “Иже смотрит сам себе со испытаньем, то уподобен наставник есть душе своей”. Может и грех быть во благо - важны побуждения, которыми поступки вызваны. Словом, это была гибкая мораль политиков. Александра стали водить на княжеский суд, “слушать жалобы истцов и объяснения обвиняемых, постигать трудную для молодого ума череду законов и правил - “Русскую правду”, данную народу два века назад Ярославом Мудрым, дополненную его сыновьями Ярославичами”. “... Знание, разумение и мудрость - разные дары, и даются они не одновременно. Знаниями Александр запасся, теперь пришла пора разумения.
Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повиливать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился, присутствуя на вече, иногда на совете, слушая беседы отца.
Куда больше времени отнимало “мужское дело”. Оно обязывало держать порядок - и в доме, и в церкви, и на охоте - “и в конюсех, и в соколех, и в ястребах” быть сведущим. Дело ему было по душе и давалось легко. Александр учился вместе с приданной ему отцом такой же молодой дружиной.
Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Пока его научили “вседше на коне, в борнех, за щиты, с копьем, якоже биться” - прошли годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости - это целый мир, своеобразное искусство. Как и во всяком искусстве: у одних к нему дар, другие лишены его. Готовился молодой князь к ратному делу. “Готовились события, втянувшие в свой круговорот и Александра. Они заставили его по-новому взглянуть на город. Не крепость, не святыни, а заботы и думы новгородцев открывались ему. Тяжелые это были думы.
Все чаще молодой княжич выезжал вместе с дружиной отца в дальние и ближние города, на охоту, принимал участие в сборах княжеской дани, а главное, в ратных сражениях. “Он шел путем, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей, скрещиваемых то в борьбе с внешним врагом, то во внутренних усобицах, рано достиг его слуха.” “При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей, зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат - все эти переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность, усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.” Политическая ситуация раннего средневековья, как уже было отмечено, предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал быть героем.
Подводя итоги, можно выделить
следующие моменты
Таким образом, на лицо три основных составляющих, которые играют, по мнению психологов, главную роль в становлении личности:
1) генетически заложенные данные;
2) конкретно - исторический и индивидуальный опыт;
3) объективно сложившаяся ситуация в которой оказался индивид.
Историческая обстановка к началу княжения Александра Невского
Для того, чтобы подробно представить себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно-политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения. Опираясь на существующие источники, по нашему мнению, необходимо попытаться ответить на целый ряд неизбежных вопросов, без ответа на которые существует опасность односторонней оценки происходящих в то время событий. Как шло развитие экономических и социальных сил? Насколько реальна была опасность уничтожения Руси Батыем? Какова роль церкви и ее влияние на внешнюю политику Руси? Каким образом внутренние конфликты воздействовали с одной стороны на отношения вящих людей и меньших, с другой на отношения между княжествами и, наконец, на политику государства в целом? В какой мере происходило обратное влияние? Естественно, что в рамках данной работы мы не можем дать полного ответа ни на один из поставленных вопросов. Но надеемся, что после обращения к этим и некоторым другим проблемам перед нами явятся до некоторой степени социальные и экономические границы эпохи раннего русского средневековья, периода княжения Александра Невского.