Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

7вопрос: Общественный строй ВКЛ в XIV - первой половине XVI в. (до 1569 г.)
4 вопрос. Начиная с лета 1384 г. между политическими элитами ВКЛ и Польши шли интенсивные переговоры о необходимости более тесного союза, способному обеспечить безопасность двух государств от реальной внешней угрозы, исходящей как с Запада, так и с Востока.

Вложенные файлы: 1 файл

Общественный строй ВКЛ в XIV.docx

— 27.98 Кб (Скачать файл)

7вопрос: Общественный строй ВКЛ в XIV - первой половине XVI в. (до 1569 г.)

 

Господствовал феодальный общественный строй. Это феодалы землевладельцы и феодалы зависимых крестьян. Класс феодал , который занимал господствующее положение в экономических и правовых отношениях , не представлял собой единого целого и разделялся на ряд групп. В высшую специальную группу входили наиболее богатые , привилегированная часть феодалов: князи и паны. Они имели широкие судебные полномочия и собственные военные силы. Кроме крупных были еще средние и мелкие феодалы, которые владели небольшими имениями , меньшей численности земли и зависимых крестьян. В Беларуси представители класса феодалов вошли в привилегированное сословие шляхты.

Надо заметить, что в  сословье  шляхты входили не только феодалы , но и представители иных специальных групп. Например, сюда были зачислены многие свободные люди , которые, владея небольшими земельными участками, вели свое хозяйство властными силами. Некоторые арендовали землю у крупных феодалов или находились у них на службе в качестве лесничих, конюших и т.д. .Этих особ нельзя отнести до класса феодалов , их нужно рассматривать как отдельную категорию юридически свободных людей. Шляхецкие права передаются к наследникам-мужчинам от потомственных шляхцицау (а также к дочкам, но не их детям , когда они выходили замуж не за шляхцица) .Шляхецтва можно было получить от Князя, а так же за мужество на поле боя.

Потеря шляхетского достоинства могла наступить по суду в связи при с совершенном преступлением, а также в том случае, если шляхтич начинал добывать себе средства к жизни торговлей или ремеслом .

Надо отметить, что начало юридическому оформлению прав шляхетского состояния (сословию) положили общеземские привилегии  (грамоты) 1387, 1413, 1432, 1447 гг. Особое значение для укрепления корпоративных политических прав шляхты имел привилей великого князя Александра 1492 .Этот нормативноправовой акт можно назвать первой общенациональной хартией шляхетских вольностей. Привилей давал шляхетскому состояния такие права, что с момента его издания стали ненужные местные Конституционные акты Окончательно права i привилегии шляхты были закреплены в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 i 1588 гг.

Другим привилегированными сословьями в Беларуси были католическое и православное духовенства .Духовенство имели такие же привилегии ,что и шляхта, с той разницей , что привилегии духовенства не передавались по наследству.

Анализируя вопросы правового положения крестьянства, нужно обратить внимание на то, что к концу XVI в. оно в BKЛ было порабощенным. Первым законодательным актом ВКЛ , который только т свидетельствовал о наличие крепостных, но и юридически начал оформлять крепостное право, является Привилей 1447, одна из статей которого запрещала принимать селян беглецов .

В  рассматриваемый период селяне ВКЛ по экономическому положению  и ступени феодальной зависимости  разделялись на 3 специальные группы:

  1. Хозяйских, которые зависели непосредственно от великокняжеской администрации и жили на гос. землях.
  2. Панских, которые жили на частновлыдельческих землях и зависили од отдельных феодалов.
  3. Церковных, которые жили на землях церкви , монастырей,  высшего духовенства и зависили от администрации духовного ведомства .

В свою очередь эти  группы делились на ряд категорий:

    1. Баяре –выполняли военные или иные повинности на корысть государства или отдельных феодал.: путные( почтовые курьеры) , панцырныя( учувствовали в военных походах)

 

    1. Селяне-данники- Жили на хозяйских землях и платили феодальную дань государству.

 

    1. Цяглые, асадныя, огородники-(Должны были 2 раза в неделю со своими орудиями труда ремонтировать дороги, мосты , замки и т.д..)

 

Кроме указанных категорий селян  в  селах проживали  халупники , которые имели только жилье и кутники, которые ютились по чужим уголкам.

 

в результате законодательной  отмены всех причин неволе (кроме плена), а также наделения несвободной  челяди небольшая земельными участками  в 14 веке большинство ее превратилась в прыганных крестьян-огородников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Под воздействием развития феодальных отношений в XIV - XVI вв. социальная структура  общества также менялась. Помимо двух основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения, в ВКЛ постепенно складывались новые социальные общности - шляхта, духовенство - и появились новые  социальные группы населения (крестьяне-осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом и многие другие).

Особенностью общественного  строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического  духовенства, что создавало определенную социальную напряженность в обществе. Привелей Казимира 1447 года значительно расширил права и привилегии шляхты ВКЛ. Крестьяне, как и прежде, составляли основную массу феодально-зависимого населения. Но правовое их положение ухудшалось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация. В зависимости от повинностей белорусские крестьяне относились к категории тяглых, осадных, данников, огородников. По принадлежности они делились на государственных, церковных, помещичьих. По степени феодальной зависимости от своих хозяев-феодалов крестьяне делились на непохожих и похожих. Последние еще могли уйти от своего господина, а первые - нет. Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземской Привилей Казимира 1447г. Феодалы получили право суда над своими крестьянами, а последние лишились права перехода к другим феодалам или в разряд государственных. В ВКЛ в этот период еще оставалась прослойка домашних рабов-холопов и челяди невольной. Они не признавались субъектами права.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был  разрешен Привилеем Великого князя 1452 года. Этот правовой акт уравнял в правах феодалов православных с феодалами католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты.

Значительные изменения  произошли и в правовом положении  городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Это  касалось в первую очередь тех  городов, которые получили грамоты  на Магдебургское право. В городах шло имущественное расслоение. К богатым мещанам относились купцы, владельцы ремесленных мастерских, ростовщики. Большинство же мещан относилось к разряду городской бедноты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос политического  строя ВКЛ, в состав которого входила  территория Беларуси один из наиболее сложных. Здесь в первую очередь необходимо иметь в виду следующее. По форме правления ВКЛ являлось феодальной монархией. Во главе государства стоял монарх, который назывался Великим Князем. Правовой статус монарха ВКЛ в XIII - XV вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельности. Но власть Великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов. Так, наиболее важные вопросы Великий князь должен был решать вместе с Радой ВКЛ.

Рада ВКЛ. В состав Рады обычно входили ближайшие родственники Великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального местного государственного аппарата. В состав Рады по должности входили и представители  духовенства.

Правое положение Рады было закреплено в Привилеях 1492 и 1506 годов. Например, Привилеем 1492 года было установлено, что в случае расхождения мнений Великого Князя и Панов Радных государь обязан был исполнять то, что решат паны Радные. Ограничение власти Великого князя в дальнейшем было закреплено в Статуте 1529 года. Рада являлась постоянно действующим государственным органом. Она не имела строго очерченной компетенции и могла решать любые вопросы внутренней и внешней жизни ВКЛ. В частности в компетенции Рады входило: избрание Великого князя, защита государства, решение международных дел, обсуждение и принятие законодательных актов, заслушивание отчетов некоторых служебных лиц, рассмотрение важнейших судебных дел. Таким образом, Рада была исполнительно-распорядительным, законодательным и контролирующим органом. Ее главное назначение заключалось в том, чтобы охранять права магнатов от посягательств со стороны монарха, а также защищать территориальную неприкосновенность государства. Сойм, как законодательный орган, берет свое начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, Соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На Сойм обычно приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, высшие должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы Сойма до XVI века регулировался не законами, а обычным правом. Решение на Сойме, в предварительном порядке, принимались, как правило, Великим князем и Радой. В XVI веке законодательные функции Сойма и феодалов, на нем присутствующих, несколько увеличились, однако все решения по-прежнему готовились Великим князем и Радой. Отсюда можно сделать вывод, что Соймы являлись скорее органами совещательными, чем законодательными.

В системе органов государственного управления значительная роль принадлежала высшим служебным лицам, полномочия которых преимущественно регулировались обычным правом. К этим лицам относились.

Маршалок земский. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе Великого князя, председательствовал на заседаниях Сойма и Рады, объявлял решения Великого Князя, Сойма и Рады, осуществлял правосудие в отношении лиц, виновных в преступлении во время отсутствия Великого князя на Сойме.

Помощником Великого князя  в командовании армии были Гетман, Воеводы, которые так же могли  осуществлять суд над подчиненными.

Государственную канцелярию возглавлял Канцлер ВКЛ. Он хранил печать ВКЛ, и принимал участие в окончательном  редактировании законодательных актов.

Финансовые вопросы были в ведении Подскарбия Земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя, стольники, мечники и другие должностные лица.

Местные органы власти и управления.

Сословно-представительными  органами местной власти выступали  поветовые и воеводские Соймики. В их работе участвовали все землевладельцы повета или воеводства.

На территории воеводства представителем высшей власти был Воевода. Он назначался Великим князем и Радой  из числа крупнейших феодалов и владел широчайшими полномочиями в своих  владениях.

Руководителем администрации  в повете был староста, который  так же назначался Великим Князем и Радой с числа крупнейших феодалов.

Местные органы управления возглавлялись  так же князьями-вассалами, наместниками, тиунами. Более узкие вопросы  в области управления решали ключники, городничие, лесничие.

Непосредственное управление в селах осуществляли старцы, сотские, десятские.

Подводя итог рассматриваемому вопросу можно сделать следующие  выводы:

  1. По форме правления ВКЛ представляло собой складывающуюся сословно-представительную монархию;
  2. По территориальному устройству - относительно унитарное государство с такими административно-территориальными единицами как «земли» и воеводства;
  3. Политический режим - демократический, за исключением времени, когда имели место восстания или оборонительные войны.

 

4 вопрос. Начиная с лета 1384 г. между политическими элитами ВКЛ и Польши шли интенсивные переговоры о необходимости более тесного союза, способному обеспечить безопасность двух государств от реальной внешней угрозы, исходящей как с Запада, так и с Востока.

В начале лета 1385 года три  больших посольства - ВКЛ, Польши и  Венгрии собрались в замке  Крево. Переговоры шли медленно, и  лишь к 14 августа 1385г. были окончательно выработаны обязательства Ягайло (Якова), которые он должен был выполнить, как Великий князь ВКЛ, за получение  короны Польского короля. Великий  Князь обещал принять католичество, обратить в эту же веру своих родственников  и подданных, заплатить Польше 200 тыс. флоринов (это более 700 кг золота), но самое главное - отвоевать все  захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву  и Русь навечно присоединить к  короне королевства Польского». Вскоре на съезде в Волковыске были более  подробно одобрены условия Унии. 11 января 1386г. польское посольство вручило князю  Ягайло документ, утверждающий, что  он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Только после  этого Ягайло переезжает в Краков, принимает католическую веру, получив  новое имя - Владислав. Через 4 дня  состоялся брак новоявленного короля с 12-летней Ядвигой. Следует отметить, что и средневековые, и нынешние историки, исследующие содержание Унии, подвергают сомнению подлинность документа, считая, что на каком-то этапе его текст был сфальсифицирован польской стороной. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правого объединения двух государств. Юридическая Уния была как бы инкорпорацией (поглощением) ВКЛ Польшей. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарх обеих стран». После принятия Унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской. Но факты истории подтверждают, что самостоятельность ВКЛ не была утрачена. ВКЛ сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводила внешнюю политику. И если бы акт 1386 года соблюдался, то не пришлось бы к вопросу об Унии возвращаться боле 10 раз. Исторические документы свидетельствуют, что этот вопрос обсуждался на высшем уровне Польши в 1401, 1413, 1447, 1451, 1453, 1501, 1503, 1564, 1566 и 1567 годах. Тем не менее именно Кревская Уния положила начало медленному, постепенному расширению влияния Польши на ВКЛ. После Кревской Унии начался тот процесс, который привел в конце 17 века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его польским.

Однако, неоспорим и факт положительного влияния Унии на судьбы польского и белорусско-литовского народа. Красноречивым доказательством  этому утверждению являлся разгром  немецких крестоносцев под Грюнвальдом в 1410 году. В 1413 году в замке Городли над Бугом состоялось собрание 47 польских и 47 литовских феодалов-католиков. В результате были приняты три грамоты - привилеи, предусматривавших дальнейшее единение Польши и ВКЛ. Но третий привилей, изданный от имени Ягайлы и Витовта, представлял собой документ открытой католической агрессии и имел своей целью не союз двух государств, а укрепление и расширение католицизма, идеологическое подавление и подчинение белорусского народа католическому духовенству. Ради этого в привилеи были слова о включении ВКЛ в состав Польши. Однако, слова новой Унии о полном объединении ВКЛ с Польшей, при утрате ВКЛ своего суверенитета, оказались лишь высокопарной декларацией, не получившей государственно-правового значения. Унии ВКЛ с Польшей 1385 и 1413 годов составили первый этап союза ВКЛ с Польшей. Таким образом, можно утверждать, что Унии, при некоторых негативных моментах, все же способствовали сближению народов Беларуси, Литвы, Украины и Польши, укреплению их экономических и культурных связей. Особенно важное значение имело объединение военных и материальных сил этих государств в борьбе с немецкой агрессией. Второй этап союзнических связей ВКЛ с Польшей начался с избрания в 1447г. на польский престол великого князя ВКЛ Казимира. Его политику в интеграционной сфере продолжил Великий князь ВКЛ Александр, избранный на королевский престол в 1501 году.

5 вопрос. 1 июля 1569г. был подписан акт Люблинской Унии. Он был оформлен в виде привилея-договора. Главная идея привилея была зафиксирована в его третьем параграфе: «С этого времени оба государства представляют собой единое, нераздельное тело, а так же одну общую Речь Посполитую, в которой оба госпадаря и оба народы объединяются в единый народ и единое государство».

Высшим органом власти становился общий Сойм, который мог  собираться только на территории Польши. Особых Соймов как для Короны, так и для ВКЛ не предусматривалось. Монарх виделся общим: «Над двумя народами будет править один король, избираемый совместными голосами Польши и Литвы» Так говорилось в документе. Однако необходимо заметить, что титул Великого князя ВКЛ сохранялся. Так, в утвержденном акте говорилось: «Новый господарь при избрании и коронации должен объявляться королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Жмудским, Киевским, Волынским, Подляшским, Инфлядским…Избрание и возведение князя на престол ВКЛ, которое до этого времени проводилось особо, должно прекратиться». Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика. Все прежние законы и договоры, что были направлены против интересов одной из сторон, должны были быть аннулированными. Акт обратил особое внимание на принципиальный для польской стороны вопрос: «Статуты и все какие бы то ни были постановления, принятые в Литве против польского народа по вопросам о приобретении и владении поляками имениями в Литве, в будущем не должны действовать. Разрешается приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литовцу в Польше». Таким образом, Люблинский акт должен был вызвать существенные изменения в законодательстве ВКЛ. Однако дальнейшее развитие событий показало, что нанести заметный удар по суверенитету и независимости ВКЛ не смогла и Люблинская Уния 1569 года. Принятый через 19 лет в ВКЛ новый, третий Статут ВКЛ 1588 года полностью отстоял независимость белорусско-литовского государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"