Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1.Охарактеризуйте основные типы исторических источников.
Ответ: Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский  филиал

 

 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «История»

 

Вариант №15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила              Котова Ю.В.

Студентка       1 курса, день

Специальность      ФК

№ зач. книжки             100.04/120014 Преподаватель             Гришин А.В. 

 

                                                                        Брянск 2012

Задание 1.Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

Ответ: Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует  несколько способов классификации  исторических источников.По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников — цифровые. Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические  источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

Основные группы источников, с которыми имеют дело исследователи-историки таковы: 
1.Письменные источники: то, что записано в интересное нам время на бумагу, или другой материал, любые древние сочинения – саги, летописи, законы, записи легенд и т.п.

2.Археологические источники – предметы, изготовленные в стародавние времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, клады, оружие, предметы быта и многое другое.

3.Изобразительные источники: живопись, скульптура того времени, про которое мы хотим получить информацию.

4.Этнографические источники – материалы, собранные этнографией – наукой о народах и их традиционной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

 

Ответ: Античность — в общем смысле это «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность».В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

Ранняя Античность(VIII в. до н. э. — II в. до н. э.)Зарождение Римской империи.

Классическая Античность(I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя Античность (III—V н. э.). Распад Римской империи.

 

Греция.

Философия

Греция считается  родоначальником философии. Античная  философия-царица всех наук. Специфическое  свойство древнегреческой философии –  космологизм.  Философские школы  – свободные объединения вокруг  учителей    Фалеса, Гераклита,  Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

Литература 

Она является  одним  из  самых  значительных  явлений  древне- греческой культуры.К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных  жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп. Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций.

Скульптура 

Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала  красоту и гармонию человеческого  тела, практически обожествляя его.  Ваялись в основном статуи  героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.

Архитектура 

Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Театр 

Греческая драма и  театр возникли из сельских празднеств в честь Бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Праздники и зрелища

Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры,соревнования,философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные

 

Рим.

Философия

Римская философия не достигла такого размаха. До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека. 

Литература 

Римская литература была подражанием эллинской. В жанре  поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного  жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона.  

Скульптура

Уделялось главное  внимание индивидуальным качествам  личности. Главное изображать не идеальную  красоту человеческого тела или  лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.  

Архитектура

Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего  дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.  

Театр 

Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности,психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству.  

Праздники и зрелища

Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город  встречал героя-захватчика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои.

 

 

 

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

 

Ответ: Новое время  — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.  В  данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

В это время  в Европе происходит бурный рост населения, увеличиваются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка  потоки сельских жителей направляются в города. Быстро растет городское  население, впервые в истории  города начинают преобладать в экономической жизни. В XIX в. усиливается эмиграция в страны Нового Света.

Факторы развития человечества в Новое время:

1.Энергетическая  теория – освоение новых форм  энергии (тепловой, электрической,  ядерной).

2.Теория природных факторов – великие географические открытия, природно-климатические ресурсы, географическое положение.

3.Демографическая теория  – численность и структура  народонаселения.

4.Аграрная теория –  новые аграрные технологии, увеличение  продовольственных ресурсов.

5.Теория водных  путей сообщения – вид основных  водных коммуникаций (речных, морских,  океанических).

6.Теория информационных  технологий -  эволюция информационных  основ (речь, печатный станок, интернет).

7.Теория технологий  связи – ведущие технологии  связи (почта, телеграф, телефон, электронные сети).

8.Финансовые  теории – развитие финансовых технологий и системы налогообложения.

9.Маркетинговая  теория – путь от производителя  к потребителю.

10.Комплексные  теории – институциональная концепция  Вебера, религия, неформальные институты, система верований.

11.Марксистская  теория – смена формаций, борьба  классов, рост производительных  сил.

12. Теория модификаций  – группы модернизаторски или  консервативно настроенных слоев.

13.Этническая  теория Гумилева – пассионария и уровень пассионарности этноса.

14.Теория цивилизаций  – модификации цивилизаций и  смена лидирующих цивилизаций.

15.Теория исторических  круговоротов – развитие народов  по циклам – историческим кругам.

Одним из наиболее важных факторов развития человечества в Новое время является теория природных факторов. Именно Великие географические открытия способствовали переходу от средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств.     

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.

Последствия Великих  географических открытий: продукты из Нового света (кукуруза, помидор, картофель, ваниль, каучук, какао, табак); Европейская заокеанская экспансия привела к встрече ранее изолированных друг от друга цивилизаций, результатом чего стал Колумбов обмен; новые трансокеанские связи и усиление европейских стран привело к наступлению эпохи империализма, когда европейские колониальные империи получили контроль над большей частью планеты.

Новое время представляет собой глубочайшие истоки современной западной цивилизации со всеми её достоинствами и недостатками. В этот период произошёл великий культурный переворот - во многом определивший русло всего будущего развития народов Европы. Экономические потребности, прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъёму точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли своё отражение в развитии общественной мысли. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственно научным методам познания действительности. Трудно найти столетие, которое бы дало столь крупное созвездие блестящих имен во всех областях человеческой культуры. Я считаю, что эпоха Нового времени задала новый прогрессивный темп развитию человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

 

Ответ: Известный российский философ, культуролог А.С. Ахиезер полагает, что «российское общество – это общество промежуточной цивилизации. Оно вышло за рамки традиционности, но пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации».

Изменения, происходящие в российском современном обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно распадаются на три основных этапа:

 

1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"