Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:30, контрольная работа
Кто такие скифы, древнии греки-колонисты, сарматы, финно-угры и, какое отношения они имели к появлению восточных славян на территории Центральной Европы?
Ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну где обитали скифы, — Скифией.
КОЛОНИСТЫ - жители
поселков - выходцы из другой страны;
члены сообществ земляков, живущих
в чужом городе, стране. В России
18 - нач. 20 вв. иностранные переселенцы
(немцы, греки, сербы и др.), получившие
от государства землю и
Гре́ки (греч. Έλληνες — эллины, произносится как эллинес) — народ индоевропейской языковой семьи, основное население Греции и Кипра.
Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие, в разное время, лидирующее положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.
В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. В представлении русских историков и литераторов скифы оказывались то нашими предками, то их ожесточенными противниками. Главные сведения о скифах дают археология и книги Геродота. Образовавшись в Азии, этот народ к 8 веку до н.э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 7-5 веках до н.э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян.
У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.
Известный поэтический образ
скифов как «азиатов с раскосыми
и жадными очами», созданный А.
Блоком, не соответствовал действительности:
антропологические материалы
Скифские кочевые племена в 8-7 веках до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую там этническую общность-земледельческий народ киммерийцев, который ушел во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племенем считается царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них-скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.
Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили, в частности, их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответствующим славянским «добро», «секира», «пес».
Основными занятиями скифов были скотоводство и земледелие. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготавливали оружие, выделывали кожу.
В 6-4 вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (около Симферополя). Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству.
В 3 веке до н. э. скифов вытесняет новая этническая общность-сарматы. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.
Сарматы и скифы оказались непримиримыми соперниками. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н.э., сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прискаспия. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев-сарматов, аланов, готов. По версии академика Б.А. Рыбакова, часть скифов была ассимилирована славянами. Соприкосновение славянского языка с языком скифо-сарматских потомков обогатило русскую лексику.
В 2-3 веках н.э. сарматов вытеснили германские племена готов. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соединение, в том числе финские и славянские.
С первых лет истории восточные славяне жили на одних территориях с финно-угорскими племенами. Эти племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались межплеменные браки.
Среди историков и этнографов признается роль финно-угров в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. Но степень их влияния на русский этногенез оценивалась по-разному. М.Н. Покровский заявил: «В жилах великороссов течет 80% финской крови». Противоположной точки зрения придерживался Д.К. Зеленин, отрицавший ассимиляцию славянами финнов и считавший, что славяне только оттеснили финнов с ареала их обитания. Обе точки зрения являются крайними. Ближе к истине находились сторонники взвешенного подхода- В.О. Ключевский, М.М. Мавродин и др.
Взаимовлияние славян и финно-угров отрицать невозможно. При этом славянский элемент доминировал. Ассимиляция шла мирно. Волны славян-переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопроваждались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на русский язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Фино-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финов находилось в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.
Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки-калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).
Все эти народы и племена не только предшествовали появлению славянских племен, но и в дальнейшем соседствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.