Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:33, контрольная работа
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
2. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
3. Обосновано ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Вариант № 1.
Содержание
Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением.
Начало периода 60-х годов отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.
Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью — все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решениь проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.
Несмотря на то, что реформа
проводилась достаточно медленно, она
дала ряд неплохих результатов. Восьмая
пятилетка (1965—1970), совпавшая с началом
реформ, оказалась лучшей за все послевоенные
годы: значительно выросли валовой общественный
продукт (на 43 %), национальный доход —
на 45 %, продукция промышленности выросла
на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности
труда, растет средняя зарплата.
Все же инициатору реформ, тогдашнему
председателю Совета министров А.Н. Косыгину,
не удалось довести ее до конца. Хозяйственная
реформа не получила дальнейшего логического
развития. Расширение самостоятельности
предприятий плохо сочеталось с параллельным
увеличением количества министерств,
усилением их административных и ведомственных
полномочий. Уже в самом начале реформ
наблюдалось охлаждение к ним со стороны
партийной элиты. Партийный аппарат увидел
в реформе попытку разрушить всю плановую
систему, и от этой идеи тут же отступили.
Постепенно ограничивались права предприятий,
возрастало количество плановых показателей,
участились корректировки планов. Начиная
с девятой пятилетки, происходит прекращение
роста жизненного уровня населения. Сокращается
валовой, внутренний продукт, производительность
труда, падает фондоотдача, эффективность
капиталовложений. Страна погружается
в застой. Естественно, нельзя не отрицать
некоторых успехов, достигнутых страной
в рамках данного временного отрезка.
Так, к началу, 70-х годов во много раз увеличилось
производство электроэнергии, нефти, газа,
станков. В ряде отраслей в непосредственную
производительную силу превращается наука,
ее достижения. В производство внедряются
ЭВМ, кибернетические устройства, станки
с программно-числовым управлением. Строятся
атомные энергетические станции, работающие
на ядерном топливе.
Однако в целом партийно-государственный
аппарат оказался неспособным перестроить
экономику страны в соответствии с новым
этапом научно-технической революции
(«микроэлектронная революция»). В структуре
экономики господствующее положение занимали
устаревшие, традиционные отрасли (производство
стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась
предельная милитаризация экономики,
чрезмерная военная нагрузка на народное
хозяйство. Экономика развивалась в основном
за счет экстенсивных факторов — министерства
предпочитали строить новые предприятия,
а не оснащать новые. В итоге вытеснение
ручного труда в производстве шло очень
медленно. Автоматические линии составляли
в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего
объема оборудования, при этом ручным
и малоквалифицированным трудом было
занято более половины всех работников
материального производства (50 млн человек).
Политическая элита предпочитала наращивать
экспорт нефти и газа, доходы от продажи
которых позволяли снижать социальную
напряженность, сглаживать последствия
кризиса в легкой промышленности и других
сферах народного хозяйства. Определенное
значение имели и субъективные факторы:
низкая дисциплина работников, недостаточная
требовательность к кадрам.
В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое
отставание СССР от развитых капиталистических
стран Запада по темпам экономического
развития. Реальных попыток реформировать
экономику в соответствии с требованиями
научно-технической революции не производилось.
Вместо этого проводились затяжные эксперименты
с введением хозрасчета на предприятиях,
предпринимались попытки изменить организацию
промышленного производства путем создания
научно-производственных объединений
(НПО). Желаемого слияния науки и производства
эти меры не принесли. Отличительным признаком
данной эпохи стал рост масштабов незаконной
промышленной и торговой деятельности,
коррупции. В этой обстановке все проникающие
на руководящие посты лица стремились
обогатиться. Происходит сращивание государственных
структур и спекулятивного капитала. В
результате доходы теневой экономики
исчислялись миллиардами рублей. К началу
80-х годов стала очевидной неэффективность
ограниченного реформирования советской
системы.
Как считают многие современные ученые,
нарастание кризисных явлений в экономике
в данный период было связано с тем, что
преобразования в социально-экономической
сфере не были поддержаны реформированием
политической и социальной сфер. Что представляло
собой советское общество в период брежневского
правления?
Политическое развитие общества характеризовалось
всевластием партийно-государственного
аппарата. Его роль в координации производства,
распределении благ неимоверно выросла,
о чем свидетельствует и резкий рост численности
аппаратчиков (до 18 млн человек). Быстрый
рост бюрократии обеспечивался многочисленными
льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия
механизма обжалования действий чиновников,
растет их безнаказанность, аппарат часто
даже не считал нужным руководствоваться
Конституцией. Более того, руководители
центральных и региональных комитетов
партии издавали указы, инструкции, прямо
противоречащие конституции. Такое положение
вещей благоприятствовало быстрому развитию
теневой экономики, расхищению государственной
собственности, сращиванию преступных,
уголовных элементов с органами государственной
власти.
Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.
Верховный совет не контролировал правительство, был по существу
декоративным органом, призванным лишь
одобрять подготовленные аппаратом решения.
В местных советах все решал исполнительный
комитет, над которым, в свою очередь, стоял
секретарь райкома КПСС. Таким образом,
реальная власть в стране полностью находилась
в руках партийного аппарата.
В условиях коррупции власти, многочисленных
фактов попирания закона со стороны аппарата,
расхищения государственной собственности
меняется весь жизненный уклад советского
общества. Нарастают кризисные явления,
выразившиеся в падении трудовой дисциплины,
идейной мотивации труда, росте апатии,
безразличия, воровства. В духовном развитии
общества усиливается критический настрой,
появляется диссидентское движение, представители
которого выступили с резкой критикой
командно-административной системы.
К началу 80-х годов советская тоталитарная
система лишается массовой поддержки
общества. Кризисные явления, характерные
для советской экономики в 70-е —начале
80-х годов были хорошо известны руководству,
однако длительное время оно не могло
решиться на радикальные реформы, тем
более что продажа нефти на Запад позволяла
отложить этот вопрос. Между тем кризис
в экономике распространялся и на социальную
систему, затронув и государственные органы
власти в виде коррупционных процессов.
Таким образом, стагнация экономической
сферы угрожала в начале 80-х годов уже
непосредственно государственному функционированию
в СССР.
Малоэффективная командно-административная
система государственного управления
СССР к началу 80-х годов оказалась в кризисном
состоянии. Это ощущалось не только политически
активными слоями советского общества,
прежде всего интеллигенцией, молодежью,
которые все более сочувственно относились,
например, к диссидентскому движению,
выдвигавшему требования проведения демократических
реформ в государстве, но и самими правящими
кругами. К пониманию необходимости кардинальных
преобразований общество подводили такие
кризисные явления, как падение темпов
экономического роста до уровня простого
воспроизводства (около 2% годовых) и параллельный
быстрый рост «теневой экономики», проникавшей
во все сферы хозяйственной жизни; неспособность
громоздкого партийно-государственного
аппарата управления обеспечить выполнение
все более грандиозных программ социально-экономического
развития страны - на фоне погружения в
несостоятельность и коррупцию системы
управления на всех уровнях; все более
явное несоответствие провозглашаемых
партией лозунгов и принципов сложившимся
реалиям и т.д. Эти явления были в значительной
степени усугублены социально-экономическим
кризисом. Причины кризиса:
1) обострившееся противоречие
между колоссальным
2)в связи со снижением
рождаемости и ростом
3)перемещение сырьевой
базы в труднодоступные районы
Севера и Сибири вызвало увелич
4)увеличение территории промышленных объектов привело к сокращению пахотного клина;
5)снижение с начала 80-х
годов на мировом рынке цен
на нефть и энергоносители
уменьшило количество
Рост понимания необходимости реформ в советском обществе в значительной мере происходил на фоне относительно успешных рыночных преобразований экономики в Венгрии, необычайно мощного социально-политического кризиса начала 80-х гг. в Польше. Война СССР в Афганистане, начавшаяся в 1979 г., усугубила экономический, социально-политический кризис; явилась одним из катализаторов начала процесса реформирования в СССР.
В период правления Ю.В. Андропова предпринимаются первые попытки вывода страны из углубляющегося кризисного состояния путем укрепления ответственности и дисциплины, прежде всего всех звеньев аппарата управления страной, без какого бы то ни было изменения самой социально-экономической и политической системы. За пятнадцать месяцев (ноябрь 1982 г. - февраль 1984 г.), по опубликованным данным, было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик. За аналогичный предшествующий период было сменено лишь 13 первых секретарей.
Новый советский руководитель по своим личностным качествам отличался от Брежнева. Его характеризовали относительно более высокий уровень культуры, профессионализм, личная скромность. Однако Андропов был продуктом своей системы и социальной среды. Он был приверженцем жесткого, авторитарного стиля, командно-силовых методов руководства. Все эти качества, включая нетерпимость к инакомыслию, проявились на различных этапах его политической карьеры: в 1956г., когда не без участия советского посла Андропова советскими войсками было подавлено восстание в Венгрии; при подавлении «пражской весны» 1968г.; при принятии решения о вводе войск в Афганистан в 1979г., когда слово председателя КГБ было среди самых весомых. Андропов имел отношение к введению военного положения в Польше в 1981г., а в 1983г., будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР, он окончательно свернул политику «разрядки», прервав переговоры по вопросам ограничения ядерных вооружений в Европе. Критическая позиция Андропова в отношении наследия брежневского руководства была позицией не противника системы, а сторонника ее укрепления и модернизации. Жесткий, конструктивный настрой Андропова, сменивший атмосферу благодушия и самовосхваления на фоне углублявшегося кризиса, встряхнул общественное сознание. Впервые за многие годы руководитель партии и государства поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма в своей статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР». Андропов предостерег «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма», признавая наличие в социалистическом обществе противоречий и трудностей. Однако для решения многочисленных проблем Андропов смог за свое краткое пребывание на посту генсека предложить лишь один давно испробованный рецепт -- «повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины».
Решительные меры по наведению порядка и дисциплины в стране, хотя и выходящие за рамки конституционных норм, встряхнули страну, погрузившуюся в спячку застоя, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Андропова и избрание в феврале 1984г. Генеральным секретарем уже полностью недееспособного К.У. Черненко (1911-1985) вызвали в обществе противодействие и апатию. Страна находилась в кризисе, который могли предотвратить только радикальные перемены.
Проблема расширения ЕС (ЕЭС) встала на повестку дня к середине 60-х гг. К этому времени стало очевидным, что интеграция первоначальной «шестерки» удалась и принесла всем ее участникам ощутимую пользу. За время существования ЕЭС с 1958 г. Сообщество неуклонно укрепляло свои позиции как в Европе, так и в целом в мировом хозяйстве. В результате завершения формирования таможенного союза к 1 июля 1968 г. ЕЭС в полной мере стало для других стран Западной Европы своего рода гравитационным ядром. С 1973 г. полноправными членами ЕЭС стали Великобритания, Дания и Ирландия, с 1981 г. — Греция, с 1986 г. — Испания и Португалия и с 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. Во всех случаях переговоры о присоединении каждого данного кандидата к ЕЭС (ЕС) были весьма сложными, продолжительными (в среднем шесть лет) и трудоемкими. Несколько легче они оказывались, когда в качестве кандидатов выступали высокоразвитые страны, близкие по своему уровню развития и хозяйственной структуре к странам «шестерки». Гораздо сложнее было согласовать на договорной основе порядок подключения к Сообществу менее развитых стран — Греции, Португалии и Испании. Эта проблема еще более остро стоит на современном этапе расширения ЕС, это мы сейчас можем наблюдать на примере Украины.
Современный этап расширения ЕС характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с предыдущими. На предыдущих этапах речь неизменно шла о вступлении в ЕС стран с давно сложившимися рыночными экономиками, хотя некоторые из них и не относились к разряду развитых стран. Тем не менее, и они были прочно интегрированы в мировое хозяйство и, как правило, имели опыт участия в западноевропейской интеграции (через их членство в ЕАСТ) с ее жесткими законами открытой экономики, полностью или почти полностью либерализованной взаимной торговлей. В отличие от этого нынешние кандидаты на полное членство в ЕС еще недавно были плановыми хозяйствами (это, не относится только к Кипру (греч.). а также к Словении) и принадлежат к категории стран с переходной экономикой. Еще никогда не был столь велик разрыв по уровню экономического развития стран — членов ЕС и стран — кандидатов на вступление в Сообщество. Этот разрыв с начала 90-х гг., когда страны-кандидаты (опять же кроме Кипра и Словении) приступили к переходу от планового к рыночному хозяйству, не только не сократился, но и даже вырос. Иными словами, на протяжении 90-х гг. между членами ЕС и кандидатами на вступление в него протекал процесс «экономической дивергенции» по показателям развития, который всегда был одним из главных препятствий интеграции. Так, он во многом обусловил неудачу указанного в 12.2 «плана Вернера». И на предыдущих этапах расширение ЕС (ЕЭС) детермини-ровалось определенным сочетанием экономических, политических и прочих факторов. Однако превалировали первые. От расширения Сообщества экономически явно выигрывали как члены ЕС, так и вступающие в него страны. Совершенно иная картина складывается на нынешнем этапе. Полное подключение стран- кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС требует длительного переходного периода. Это подтверждает опыт предшествующих этапов расширения ЕС, когда речь шла о подключении к нему менее развитых стран. Так, Испания стала полостью применять единый таможенный тариф ЕС по промышленным товарам с 1993 г., т.е. только через семь лет после ее вступления в Союз, а по сельскохозяйственной продукции — даже с 1996 г. Торговля между странами — членами ЕС претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым «чувствительным» товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС.