Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:51, контрольная работа
Анты- слав. племена 4—7 вв. Толкование имени А. различно: напр., от тюрк. (авар.) — клятва, побратим, что отражает временно сложившиеся в 6 в. союзнич. отношения между частью слав. племен и аварами; от иран. — конец, край, находящийся на краю, т. е. живущие на окраине, украйне, погран. жители. Вряд ли А. было самоназванием славян. А. упоминаются в зап.-европ. и визант. письм. источниках сер. — 2-й пол. 6 в. (Иордан, Прокопий, Менандр и др.) вместе с др. слав. группировками — склавенами и венетами; подчеркивается единство яз., происхождения, жизн. уклада всех трех групп.
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Выполнил: Степанова А. С.
Группа: МЭТ - 32
Вариант: 1
Проверил: Ломакин К.В.
Новосибирск, 20013г
Контрольная работа по истории.
Вариант1. Древняя Русь.
1.Объясните, что означают эти понятия:
Анты- слав. племена 4—7 вв. Толкование имени А. различно: напр., от тюрк. (авар.) — клятва, побратим, что отражает временно сложившиеся в 6 в. союзнич. отношения между частью слав. племен и аварами; от иран. — конец, край, находящийся на краю, т. е. живущие на окраине, украйне, погран. жители. Вряд ли А. было самоназванием славян. А. упоминаются в зап.-европ. и визант. письм. источниках сер. — 2-й пол. 6 в. (Иордан, Прокопий, Менандр и др.) вместе с др. слав. группировками — склавенами и венетами; подчеркивается единство яз., происхождения, жизн. уклада всех трех групп. А. обитали на вост. окраине слав. мира, на "безмерных" пространствах междуречья Днестра и Днепра, имели своих вождей (Боз, Межамир) и составляли один из сильнейших племенных союзов. Древнейшее событие в истории А. относится к концу 4 в. и связано с воен. действиями остроготов под руководством Винитария. Выиграв первое сражение, А. затем были побеждены, а их вождь (князь) Боз с сыновьями и 70 старейшинами убиты. Впоследствии вместе со склавенами А. участвовали в войнах против Византии на Нижнем Дунае. С вторжением туда авар во 2-й пол. 6 в. отношения между ними и А. обостряются. Последний раз имя А. упомянуто в 602, когда аварский каган направил в землю А. карательные войска. Результат столкновения неизвестен. После ухода А. из Подунавья и расселения в Поднепровье они вместе со склавенами и венетами образуют вост.-слав. ветвь народов.
Бояре - высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) 10—17 вв. Б. занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Б." до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие — от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение Б. относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в 6—9 вв. В 10—11 вв. Б. разделялись на 2 слоя: княжеских — княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) — потомков родоплеменной знати.
Бортничество - Бортевое пчеловодство (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественные или по несколько дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками.
Былина - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Волок - сухопутье, водораздельная местность, лежащая между двумя судоходными реками, где удобно перетаскивать, "волочить", лодки и малые суда.
Волхвы - (предположительно ст.-слав. заимствование из др.-исландского volva — пророчица, сивилла) — жрецы в Др. Руси, служители языч. религ. культа.
Вотчина - в ср.-век. Руси в широком смысле — всякое владение, переходящее из поколения в поколение ("отчина", "дедина"). В. означала и наследств. гос. власть, и наследств. участок земли крестьянина, однако наиб. часто термин "В." употреблялся для обозначения наследств. феод. владения. Владелец В. обладал полными правами распоряжения (отчуждение в любой форме, но, как правило, с преимущ. правом родичей на выкуп), получал ренту со своих крестьян, осуществлял суд над ними (за исключением особо тяжких уголовных преступлений), его земля и люди освобождались от части гос. повинностей (суд. и податной иммунитет).
Иммунитет - в истории: привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти; способствовал закрепощению крестьян;
Каган - князь, государь.
Кривичи - одна из крупных групп ср.-век. нас. Вост. Европы.
Норманнская теория - направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называлинорманнами.
Обельное холопство – форма рабства, состояние несвободного населения в княжествах древней Руси.
Община - в широком значении термина самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т.п.
Община соседская - (также называется сельской, территориальной или крестьянской) – это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.
Перелог – участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью.
Подсека – место среди леса расчищенное для пашни.
Половцы - кипчаки, кыпчаки, куманы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в причерноморские степи.
Путь «из варяг в греки» - название водного торгового пути в Киевской Руси,связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр.
Рожаница - древнее, первоначально неперсонифицированное божество славян женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру.
Рядовичи - лица, служившие феодалам по ряду (договору); близки к закупам. 2) В XIV—XVII вв. члены корпорации городских торговцев однотипными товарами (в одном ряду), а также жители рядка.
Русь - Русская земля, в 9—10 вв. название государственного образования восточных славян на среднем Днепре.
Хазары - кочевой тюркоязыч. народ Юго-Вост. Европы.
Чудь- др.-рус. назв. прибалтийско-финского населения, проживавшего в лесной зоне Вост. Европы в эпоху ран. средневековья.
Щур – в славянской мифологии бог-покровитель рода, охранитель границ его владении
2. Кому принадлежат эти имена?
Анна Ярославна - младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.
Аскольд - киевский князь (по одной из версий — правил совместно с Диром). Существует версия, согласно которой Аскольд был потомком князя Кия — легендарного основателя Киева.
Велес - божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Владимир Мономах - (1053—1125), великий князь киевский в 1113—25, государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха).
Даждьбог - один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.
Игорь - (год рождения неизвестен — ум. 945), великий князь киевский с 912 (летописец приписывает И. происхождение от полулегендарного Рюрика).
Илья Муромец - (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана.) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Коляда - Майя Златогорка и Дажьбог родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхождениях на Землю, Злата Майя и Вышню родили Крышня. Также Майя и Дажьбог родили брата Коляды - бога Овсеня.
Нестор - в греческой мифологии царь Пилоса, славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров, принимал участие в охоте на чудовищного вепря, опустошавшего калидонские поля, участвовал в походе аргонавтов; он же возглавлял воинов-ахейцев во время войны под Троей.
Олег - киевский князь. По летописной традиции Рюрик перед смертью назначил своего родственника Олега правителем при малолетнем Игоре .
Ольга - (ок. 920–969) – великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945–969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей.
Перун - Перун – бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место. Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя.
Путята - (умер не ранее 1113), воевода и киевский тысяцкий великого князя Святополка II Изяславича.
Рюрик - по русским летописям, родоначальник в середине IX в. династии Рюриковичей (по продолжительности правления она превзошла династии Арианта, Спартокидов, Рескупоридов, Амалов, наследников Аттилы, включая болгарских царей, и т.п.).
Синеус - по летописному преданию, варяго-русский князь, брат Рюрика. Летопись упоминает о нем дважды: в рассказе о призвании князей, под 862 г., говорится, что С. сел "на Беде-озере". В другой раз говорится о его бездетной смерти. В одних списках первоначальной летописи это событие отнесено к 865 г., по другим — оно произошло "по двою лету" после призвания князей.
Стрибог - языч. божество вост. славян. В С. употреблено не имя, а притяж. прил. от него: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы»
Трувор - Рюрик — Синеус — Трувор, по русским летописным преданиям, три брата-конунга, предводителя варяжских дружин, якобы призванные "из-за моря" новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде и основавшие Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске.
Ярослав Мудрый - (около 978 — 2.2. 1054, Киев), великий князь киевский, сын Владимира Святославича.
Ярило – бог солнца, любви и плодородия.
3. Что означают
эти названия, с какими событиями
связаны соответствующие
Золотые ворота - исторический въезд в Киев. Золотые ворота — главные, триумфальные ворота древнего Киева. Свое название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Золотые ворота были одними из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром.
Киево – Печерский монастырь - Киево-Печерская лавра — один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся "старейшим по своей славе". Основателем его был преп. Антоний, а устроителем — преп. Феодосий.
Остромирово евангелие - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056—57); назван по имени новгородского воеводы и посадника Остромира, для которого был переписан на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Хранится в Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
Переяславец - или Малый Переяслав, Малая Преслава или Преслива — древняя болгарская крепость на реке Дунае, защищавшая с севера вход в Балканские горы.
Повесть временных лет – общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник "П. в. л." не сохранилась.
«Поучение» Владимира
Мономаха - В “Поучении” формулируется идея необходимос
Правда Ярославичей - правовой кодекс, выданный в 1016 году Новгороду. Впоследствии вошёл в «Русскую Правду».
Русская правда - сборник правовых норм Киевской Руси.
Софийский собор - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.)[1] первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.
Тмутаракань - древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Т. располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским княземСвятославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Т., которая стала политическим центром созданного здесьТмутараканского княжества, крупным торговым городом с хорошей гаванью.