Контрольная работа по "истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

В суете повседневных забот и волнений политической жизни мы порой не ощущаем того, что преодолели первое десятилетие XXI столетия.
Россия приближается к нему в условиях глубочайшего системного кризиса, что требует осмысления допущенных ошибок, поиска новых подходов к экономической и социальной политике, осознания своего места в истории человеческой цивилизации. Идут острейшие споры о путях сочетания рыночного саморегулирования и роли государства, оздоровления финансовой системы и укрепления доверия к рублю.

Содержание

Введение 3
1. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте 4
2. Гносеологические и социально-политические основы экономических взглядов Витте 6
3. Заключения учения для современности 11
Заключение 13
Список использованных источников…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Очерк  жизни и деятельности С. Ю.  Витте 4

2. Гносеологические  и социально-политические основы  экономических взглядов Витте 6

3. Заключения  учения для современности 11

Заключение 13

Список использованных источников…………………………………………..14

 

Введение

 

В суете повседневных забот  и волнений политической жизни мы порой не ощущаем того, что преодолели первое десятилетие XXI столетия.

Россия приближается к  нему в условиях глубочайшего системного кризиса, что требует осмысления допущенных ошибок, поиска новых подходов к экономической и социальной политике, осознания своего места  в истории человеческой цивилизации. Идут острейшие споры о путях  сочетания рыночного саморегулирования  и роли государства, оздоровления финансовой системы и укрепления доверия  к рублю.

В размышлениях о прошлом  и его уроках очень важно подняться  над текущими событиями, расширить  горизонт нашего мышления. Прекрасный повод для этого - приближающееся 165-летие со дня рождения С.Ю. Витте, возглавлявшего на рубеже XIX и XX вв. Министерство финансов России.

За прошедшее столетие о нем и о его деятельности написано гигантское количество трудов. И трудно найти в истории нашей  страны фигуру, породившую столько  взаимоисключающих оценок - от восторженных похвал до самых примитивных обвинений [4].

Время смягчает страсти, но вряд ли приближающийся юбилей сблизит  оценки места и роли Витте в  развитии России. Граф С.Ю. Витте - фигура сложная и противоречивая. Он навсегда останется в истории страны как  человек решительной воли и выдающийся организатор, способствовавший подъему  производительных сил России и оздоровлению ее денежной системы, как провозвестник  создания российской школы экономической  мысли. 

  1. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте

 

Сергей Юльевич Витте  родился 17июня (старого стиля) 1849г. В  Тифлисе, его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Он закончил физико-математический факультет  Новороссийского университета, который  находился в Одессе, с присвоением  степени кандидата математических наук. 1905-1906году работал премьер-министром  в России.

Основные труды:

  • Манифест 17 октября 1905, обещавший гражданские свободы.
  • При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.
  • Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.
  • Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.
  • Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.
  • Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.
  • Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.
  • Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

 

 

 

2. Гносеологические и социально-политические  основы экономических взглядов  Витте

 

Оценки экономических  взглядов Витте, их влияния на развитие России были и остаются предметом  острейших споров. С одной стороны, признаются его выдающиеся заслуги, а с другой - его упрекают в  отсутствии целостного подхода, неоригинальности позиций и пагубности проводимой им политики. Так было и сто лет  назад, так же расходятся оценки и  сегодня.

Во многом это объясняется  тем, что оценки акцентируются на деятельности Витте в должности  министра финансов и премьер-министра России. Однако подавляющее большинство  исследователей забывают о том, что  его фундаментальные воззрения  сложились и были изложены им до назначения на этот пост. Его работа, носящая во многом политико-экономический  характер «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», была издана в Киеве в 1883 г. (Второе, более полное издание - 1884 г., третье - 1910 г ) В 1889 г. вышла книга «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вторым изданием она была выпущена уже в 1912 г. под названием «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист». Знакомство с этими трудами позволяет выявить базовые, хотя и изменявшиеся со временем теоретические подходы автора к решению ключевых вопросов развития российской экономики [7].

Именно к этому времени  можно отнести и формирование у Витте основ его экономических  и социополитических воззрений. Как писал В.Водовозов, «политическое миросозерцание Витте может быть до известной степени... названо миросозерцанием просвещенного абсолютизма, в котором сочетались романтическая форма старого дворянского (пожалуй, отчасти славянофильского) монархизма с содержанием практических стремлений молодой промышленной буржуазии».

Один из упреков в адрес  Витте состоит в том, что у  него не было своей особой позиции, что за него писали другие авторы. Но это обусловлено игнорированием его ранних трудов и рассмотрением лишь вышедших от имени Витте работ, но аграрным отношениям, а также «Конспекта лекции о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах».

Готовя доклады, царю по финансовым вопросам, Витте, естественно, лишь обобщал  материалы возглавляемого им министерства. То же самое относится и к его  Записке по крестьянскому делу, где  он сводит воедино предложения губернских комитетов. Конспект лекций также вряд ли можно отнести к авторским  произведениям Витте. В нем отразилось своеобразие тех сложных, социально  противоречивых условий, в которых  складывался состав «приближенных» лиц, допущенных к формированию теоретических и идеологических установок господствующей в стране элиты. За тем, кто официально признавался автором, оставались не только общее руководство, но и детализация, соблюдение логической целостности курса. Кстати, уже в ранних своих работах Витте обращал внимание на такое разделение функций между лидером и специалистами.

Прежде чем приступить к анализу наиболее важных, глубинных  основ экономических взглядов Витте, нужно обратить внимание на то, что  он жил и действовал не в некоем абстрактном пространстве, а в  реальной и весьма сложной социально-политической среде, в условиях российского самодержавия, с укреплением которого связывал свои надежды на укрепление экономического могущества и роли России. При всей своей силе и влиянии, огромной воле и честолюбии Витте не мог вырваться  из окружающей среды с ее нравами  и хитросплетениями. Это во многом обусловило его цели и методы их достижения [8].

Попытаемся теперь вычленить  несколько узловых моментов, характеризующих  экономические взгляды С.Ю. Витте.

Витте как выразитель идей реалистической экономии. В своих  ранних работах он четко выделил  три господствовавшие в то время  школы: классическую политическую экономию, реалистическую и социалистическую экономии, отдав свое явное предпочтение реалистической, или национальной экономии. Одновременно он подверг критике односторонность и ошибочность других направлений.

Выделяя преимущества реалистической школы, Витте высказывает четыре связанных между собой и дополняющих  друг друга соображения.

Первое. Он считает классическую школу «космополитической», поскольку она напрямую связывает человечество и отдельного индивида и придает своим законам физический, или надобщественный характер. При этом «она упускает из виду, что между отдельным человеком и человечеством существует еще особая экономическая единица - нация. Эта единица представляет собою нечто органически целое, связанное верою, отдельностью территории, кровью, языком, литературою и народным творчеством, нравами и обычаями, государственными началами и учреждениями, инстинктом самосохранения, стремлением к независимости и прогрессу и проч. Единицы эти не выдуманы людскою фантазией или капризом, а сложены исторически, самою природой и законами общежития. Они составляют необходимое условие общечеловеческого развития».

Второе. В соответствии с  данным тезисом реалистическая экономия иначе, чем классическая школа, трактует открытые ею законы, в том числе  закон спроса и предложения. «Реалисты не возводят закон спроса и предложения в закон физический, а оставляют за ним- то значение, которое он имеет в действительности, то есть значение экономическое. Они указывают на то, что закон этот не есть следствие мироздания, а существующей организации человеческих обществ. Поэтому реалисты признают возможность видоизменений в проявлениях закона спроса и предложения сообразно различным особенностям общественной организации».

Третье. При такой трактовке  экономических законов особенность  реалистической школы, «характеристическая научная ее черта заключается в признании ею относительности организации народного хозяйства, которая должна сообразовываться со временем, местом и всеми социальными условиями данного общества». В разных работах Витте уточняет наименования отдельных стадий, но четко фиксирует их последовательную связь. В развитии хозяйства современных культурных народов «замечается та закономерность, что все эти народы, начав со ступени звероловов, постепенно пережили следующие стадии развития: быт пастушеский, так прекрасно изображенный в Библии; быт земледельческий, всегда связанный с развитием ремесел; и быт промышленно-торговый, характеризующийся развитием мануфактур, фабрик, заводов и сильным расширением внутренней и внешней торговли» [7].

Четвертое. Как итог, в  отличие от теории ценности (стоимости), рассматриваемой классической школой как основание всех ее доктрин, реалистическая, или национальная экономия выдвигает  на первый план теорию производительных сил. В соответствии с этим расходы  на образование, на правосудие и на оборону рассматриваются здесь  как производительные, ибо, по мнению Ф. Листа, «уничтожение ценностей производится на пользу усиления производительных сил».

Витте как сторонник государственного регулирования экономики. Такое  понимание экономической политики во многом связано с присущей ему  приверженностью просвещенной монархии и механизму решения стоящих  перед ней задач. Выступая против установок классической школы на полное невмешательство государства  в экономическую жизнь граждан, он одновременно высказывается и  против проповедуемого школой государственного социализма порабощения людей во имя защиты их прав на известное  материальное благосостояние.

Применительно к России С.Ю. Витте придерживается достаточно строгой  и связанной с его рассуждениями  об этапах экономического развития народов  логики. То, что хорошо в одних  условиях, может оказаться опасным  и вредным в других. «История указывает, - подчеркивает он, - что последовательный переход наций до последней из указанных стадий их развития совершается лучше всего посредством свободы торговли с нациями более культурными, но установление в стране более или менее совершенной мануфактурной промышленности, создание значительного национального флота и развитие Всесвятской торговли нигде не достигалось и не может быть достигнуто иначе, как посредством государственного содействия. Это содействие и выражается установлением протекционистской системы, заключающейся в таможенных пошлинах, различных премиях и т.п. Без протекционистской системы еще ни одна страна не переходила из земледельческого состояния в состояние значительного развития мануфактурной промышленности, национального флота и всесветской торговли». 

3. Заключения учения для  современности

 

Анализ воззрений и  государственной деятельности С.Ю. Витте показывает, что он был не только одним из выдающихся мыслителей российской экономической школы, но и во многом инициатором ее создания. В своей ранней работе «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» он писал, что «в Германии политическая экономия называется в последнее время национальной экономией, которая и служит предметом преподавания в высших учебных заведениях. До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно- то одним, то другим; до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать на столбцах одних и тех же органов логически несовместимые экономические суждения и проекты; до тех пор то, что создано вчера, будет считаться дурным завтра, и будет создаваться сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния» [3, c.25].

И подобная российская, во многом уникальная школа экономической  мысли сложилась на рубеже XIX-XX веков. Она была представлена такими выдающимися, хотя и очень разными учеными, как М. Туган-Барановский и П. Струве, И. Янжул и А. Миклашевский, Д. Пихно  и Н. Бунге, Д. Менделеев и А. Чупров. Их продолжателями стали Н. Кондратьев и А. Чаянов, Л. Юровский и В. Леонтьев.

Российская школа не вписывается  в традиционно излагаемые в учебниках  направления экономической мысли. Для нее характерна своя особая система  ценностей с выделением на первое место развития национальных производительных сил, всеобщего блага (не путать с  уравниловкой!) и заботы о человеческих нуждах. Она более широко рассматривает факторы экономического успеха, признавая особую роль духовных и нравственных начал. Поэтому индивидуальное, личное благо рассматривается не просто как самоцель, а, скорее, как фактор и условие развития производства. Здесь есть своя внутренняя логика: благополучие нации имеет высшую ценность, иначе (в расколотом обществе) богатство будет либо разворовано, либо сожжено.

Конечно, не все сводится к подобным упрощениям. В нормальном, устоявшемся обществе личное и общественное благосостояние едины. Но сегодня доказано, что при децильном коэффициенте, превышающем 10, общество находится  за порогом стабильности и безопасности, оно взрывоопасно, чревато революциями. Российские же экономисты, большинство  из которых были сторонниками, пусть  глубоких, но реформ, чутко улавливали эту грань.

Информация о работе Контрольная работа по "истории"