Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:24, контрольная работа
Кооперативное движение, общественная и хозяйственная деятельность, направленная на создание и развитие кооперативов (потребительских, кредитных, производственных, снабженческо-бытовых, жилищных и др.).
Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении кооперативной системы сыграл великий социалист-утопист англичанин Роберт Оуэн (1771-1858), выступивший на общественной арене на рубеже двух столетий.
5 вопрос: Великие социалисты-утописты Р. Оуэн и Ш. Фурье, их роль в становлении и развитии кооперативного движения
12 вопрос: Пред кооперативные формы в России. Декабристы у истоков кооперативного движения.
21 вопрос: «Новые кооперативы» времен перестройки. Закон «О кооперации в СССР» (1988г.)
НОУ СПО
Барнаульский кооперативный техникум
Алтайского крайпотребсоюза
Шифр К-3
51
По дисциплине: История потребительской кооперации
Контрольная работа поступила на заочное отделение
«___» апреля 2012
Методист :
Дата передачи контрольной работы преподавателю «___» апреля 2012
Дата рецензии «____» апреля 2012
Оценка:
Фамилия преподавателя:
Подпись преподавателя:
Задания домашней работы.
5 вопрос: Великие социалисты-утописты Р. Оуэн и Ш. Фурье, их роль в становлении и развитии кооперативного движения
12 вопрос: Пред кооперативные формы в России. Декабристы у истоков кооперативного движения.
21 вопрос: «Новые кооперативы» времен перестройки. Закон «О кооперации в СССР» (1988г.)
5вопрос: Великие социалисты-утописты Р. Оуэн и Ш. Фурье, их роль в становлении и развитии кооперативного движения
Кооперативное движение, общественная и хозяйственная деятельность, направленная на создание и развитие кооперативов (потребительских, кредитных, производственных, снабженческо-бытовых, жилищных и др.).
Важную роль
в выработке теоретических
Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.
Постепенно
Оуэн становится убежденным реформатором,
сторонником мирного
Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".
Оуэн всей
своей деятельностью оказал значительное
влияние на кооперативное движение
в период его зарождения и становления.
В 1817 году он начал пропагандировать
"поселки единения и кооперации".
В1821 году в Лондоне при его
участии было создано "Кооперативное
экономическое общество", членами
которого стали главным образом
городские наборщики. Это был
потребительский кооператив, имевший
собственную лавку и
В июне 1826 г. было создано Общество фонда кооперативной общины. Существенная особенность этой организации заключалась в том, что общество это стремилось открыть доступ в него более обширным группам, для чего была введена очень низкая купюра паев и сами паи должны были составляться незначительными еженедельными взносами.
В апреле 1827 г. эта организация объявила об образовании дополнительного фонда, который должен был составляться следующим образом. Общество продаёт своим членам разного рода продукты, причём вся прибыль поступает в распоряжение общества. При этом первоначально имелось в виду продавать продукты труда членов общества, но с течением времени выдвинулась мысль продавать членам общества вообще всякие предметы потребления независимо от того, кем они произведены, выигрывая между розничной и оптовой ценой.
В майской книжке «Cooperative Magazine» за 1827 г. появляется статья, озаглавленная «Как собрать средства для устройства коммунистической общины», автор которой советует лица, желающим образовать общину, продавать друг другу продукты своего труда или же иные предметы потребления, купленные по низким ценам, и известный процент прибыли отчислять в общий фонд. Таким образом, мало-помалу образуется достаточный фонд для устройства общины, и в то же время члены данной организации привыкнут к общему хозяйству и узнают друг друга.
Дело пошло
удачно, и скоро обороты этого
общества, которое можно считать
первым потребительским обществом,
возникшим в связи с
В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”.
Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.
Иллюзии о возможности социалистического преобразования общества через развитие кооперативов в рамках капитализма разделяли многие социалисты-утописты: Ш. Фурье, выдвигал идею создания фаланг — производственных объединений кооперативного типа.
В тоже
время во Франции Шарль
Фурье критиковал существующий
экономический строй в
Единственное
средство для уничтожения
всего этого общественного
зла – товарищество. Фурье доказывал,
что при организации
Шарль Фурье французский социалист-утопист. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 стал коммивояжером. Во время одной из деловых поездок Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. Это стало моментом озарения – постижения сути «нового социетарного порядка». Фурье предпринимал неоднократные попытки заинтересовать своими концепциями официальных лиц, но поддержки так и не нашел. В 1808 он опубликовал свой главный труд – Теорию четырех движений и всеобщих судеб . Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет «серию». К другим «сериям» она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя «инстинкты приятной изменчивости». В процессе разнообразных занятий человек может испытывать чувство любви, соперничества или причастности к «каббалистическому». Под последним понятием Фурье подразумевал «притяжение» к загадочному, таинственному. Все эти инстинкты, считал он, следует воспринимать как дар Божий и высвобождать, а не подавлять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти.
12 вопрос: Пред кооперативные формы в России. Декабристы у истоков кооперативного движения.
В России, как и в зарубежных странах, издавна существовали докооперативные, предкооперативные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т.д.
Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым "отцом" было общее собрание, сход крестьян, любое решение на нем принималось единогласно, ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций экономическую (например, регулярное перераспределение пашни между домохозяйствами), административную (рассмотрение споров, набор рекрутов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм)
При выполнении отдельных работ (например, при строительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Исследователь Николай Калачов утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI - XII векам, хотя само слово "артель" вошло в употребление несколько позже Артели создавались на устном или письменном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную артель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая порука: артельщики отвечали друг за друга.
Были артели ярыжных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смолокуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и солдаты в полках Создавались также офицерские артели.
Складчина как
проявление артельного начала применялась
для совместного промысла и предпринимательства,
покупки потребительских
Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) широко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом и т.д.
Общины и артели имели ряд общих черт с классическими кооперативами, самостоятельность, добровольность, самоуправление, равенство прав участников, элементы коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой форме. Будучи мало развитой формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предоставляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые артели) были полезны малоимущим, простым труженикам.
Общины и
артели, исчерпав свои функции, впоследствии
постепенно сошли с исторической
арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться
по восходящей линии. Но между старыми
социальными институтами и
Докапиталистическая
предыстория кооперации нашей страны
тесно связана с именами
В 1814 г., например,
в гвардейском Семеновском
Сосланные после восстания 1825 г. в Сибирь на каторгу декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием и огородами. Артель представляла собой добровольную организацию, руководитель которой избирался декабристами. Первым руководителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский. Через год его сменил бывший поручик барон Андрей Розен, человек умный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соузники "решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин, одновременно математик, поэт, столяр и портной-самоучка. В Чите артель еще не имела устава и в течение трех лет действовала на основе договора.
В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе Ивана Пущина и еще восьми декабристов. Составление устава было официально разрешено царским генералом - комендантом острога Станиславом Лепарским. Организация получила привычное в русском народе название артели, а позднее стала именоваться "Большой артелью". Терминов "общество потребителей" и "кооператив" в России еще не существовало. В 1834 г. декабристы создали "Малую артель", представляющую собой общество взаимопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.
"Большая
артель" была кооперативом по
форме и видом взаимопомощи
по существу. Ее устав был принят
на общем собрании декабристов
2 марта 1831 г. Этот день считается
датой отсчета кооперативного
движения в России. Устав состоял
из 13 разделов, 106 параграфов (полный
текст устава впервые
Информация о работе Контрольная работа по предмету "История потребительской кооперации"