Конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:51, реферат

Краткое описание

Цель работы – ознакомиться с древней цивилизацией Китая.
Основные задачи данной работы:
Изучить исторические основы китайской цивилизации;
Рассмотреть важнейшие направления в истории Китая: конфуцианство и даосизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации………………………….4
Глава 2. Конфуцианство и даосизм………………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников……………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ МИР ЦИВ.docx

— 29.01 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации………………………….4

Глава 2. Конфуцианство и  даосизм………………………………………………...7

Заключение………………………………………………………………………….10

Список использованных источников……………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самой многонаселенной и  одной из самых древних стран  является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы. Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Китайскую цивилизацию всегда со всех сторон окружали племенные  образования, стоявшие на более низкой ступени развития. Степные кочевники  с севера и запада, южные племена  яо и мяо, горцы Шаиьдуна — все  они одинаково воспринимались китайцами  как дикари, «варвары четырех сторон света», культура которых, даже не имевшая  письменности, не шла ни в какое  сравнение с китайской. Позднее  на границах Китая появились гунны, их сменили монголы. Китай расширил границы на востоке до моря, на юге — до субтропиков, но всюду другие народы уступали Китаю в культурном развитии.

Волна за волной на Китай  накатывались орды кочевников, захватывая его частью или целиком: тюрки  в IV —VI вв., кидани чжурчжсни в X—XII вв., монголы в XII—XIV вв., маньчжуры —  в XVII — XIX вв., — и уходили как  вода в песок, поглощаясь многомиллионным  населением Срединной Империи —  им нечего было противопоставить тысячелетним традициям и культуре. Что и  обуславливает актуальность темы и  необходимость продолжения исследований в данной области, определяя выбор  темы, цель и задачи научной работы. 

Цель работы – ознакомиться с древней цивилизацией Китая.

Основные задачи данной работы:

  1. Изучить исторические основы китайской цивилизации;
  2. Рассмотреть важнейшие направления в истории Китая: конфуцианство и даосизм.

Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации

 Русское название Китай  произошло от названия монгольского  племени Киданей, завоевавших  в Х – ХІ вв. север китайской  империи и образовавших там  свое государство. Сами же китайцы  именуют себя ханьцами по имени  династии, правившей с ІІІ в.  до н.э. по ІІІ в. н.э. Именно  тогда были заложены основы  традиционной китайской государственности  и культуры.

 Что же до названия  страны, то с древних времен  она именовалась «Чжунго», что  означало «Среднее царство». Китайская  цивилизация сложилась первоначально  в бассейне р. Хуанхэ.

 Время Шан сегодня  почитается в Китае как «Золотой  век» древнего Китая. Двумя  другими были Ся, предшествовавшая  Шан, и Чжоу, после Шан. Многие  историки и археологи, считали,  что история Китая начинается  с Чжоу. По той причине, что  отсутствовали памятники. Храмы  и дворцы не сохранялись: каждая  последующая династия разрушала  здания предыдущей и выстраивала  свои на их руинах. Огромное  историческое наследие Китая,  погребенное под землей, долгое  время находилось под защитой  грозного табу, связанного с почитанием  предков, однако в 281 г. н.э.  грабители проникли в гробницу  царя, похороненного в ІІІ в.  до н.э. и обнаружили коллекцию  бамбуковых пластинок с надписями.  Они использовали их в качестве  факелов. Т.о, драгоценные записи  далекого прошлого мгновенно  превратились в золу. Однако вскоре  после этого были обнаружены  другие пластинки, ставшие известными  как «Бамбуковые анналы». Мир  узнал хронологическую цепочку  династии Шан.

Древние верили, что духи царей выступают посредниками межу обществом Шан и верхним божеством  Ди. Сила этих духов зависела от жертвоприношений. В эпоху Шан создавали прекрасные изделия из твердых материалов, занимались шелкопрядением, вели календарь, месяцы которого соответствовали фазам  луны, а годы – положению солнца. Была изобретена письменность. Цари Шан  имели хорошо организованную армию. Комплекты вооружения были найдены  вместе с колесницами. Каждый комплект включая лук, изготовленный из воловьих рогов и сухожилий, высотой в рост человека, бронзовый нож, точильный камень, алебарду и щит, обтянутый кожей.

 Искусство и ремесла  династии Шан получили свое дальнейшее развитие во времена Западной Чжоу. В земледелии был развит севооборот, было доведено до уровня искусство литейное дело.

 Была усовершенствована  административная система, которая  регулировала сбор и расходы  военных и экономических ресурсов. Цари этой династии создали  идеологическую платформу для  китайского государства на тысячелетия  вперед.

На смену династии Чжоу пришла эпоха династии Цинь, ее сменила  эпоха династии Хань.

 Китай – классический  образец цивилизации циклического  типа: еще в древности было  замечено, что в истории этой  страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового  механизма. Каждая новая династия  начинала новый цикл, процветали  ее дела, но спустя некоторое  время в стране все сильнее  проявлялись признаки упадка (разорялись  крестьяне, провинции начинали  борьбу за независимость, чиновники  коррумпировались). Народное восстание  венчало всеобщий развал.

Цикличность развития китайской  цивилизации подтвердилась событиями  ХХ в. «Великий кормчим Мао» и его  политика привели Китай к полному  упадку, однако эта великая цивилизация  снова удивила мир своим размахом (к концу ХХ в.).

В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшая иероглифом «вэнь», в ней видели духовную благодать – «дэ», которая  исходила от абсолютного «дао». Вэнь накладывалась на человека воспитанием, поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной.

 Владыки поднебесной  вели себя в общении с послами,  как сюзерены с вассалами. 

Они видели в европейцах только варваров:

Не знали иероглифов, с  их точки зрения, оставались неграмотными;

Не знали Ритуала (китайских  церемоний), а значит были «хуже последней  крысы».

Все европейцы «отмечали  китайское высокомерие».

Основанием пирамиды государственности  китайской цивилизации всегда оставалась семья. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств» - отец – должен был следовать Долгу и Справедливости, мать – источать милосердие, старший  брат – питать к младшему дружеское  расположение; младший к старшому – уважение; все сыновья почитать родителей и старших. Пути женщины  и мужчины в китайском обществе были резко различны.

Весь род воспринимался  как «единая плоть». У всех была одна судьба: нынешние могли изменить участь ушедших, а покойные предки –  даровать удачу и богатство. Поэтому  так важно было выбрать расположение могилы и совершать жертвоприношение предкам. Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Существовала система «бао цзя» по которой ответственность с преступником разделяли соседи с 4-х сторон. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена.

Китай – родина многих величайших открытий и изобретений (шелк, чай, порох, лак, фарфор, компас, сейсмограф, бумага и т.д., воздушные велосипеды составом из бамбука и бумаги. Однако в  целом, отношение к техническим  новшествам было отрицательным. Концепция  из даосизма гласила, тот, кто занимается механическими ухищрениями обретает механическое сердце, т.е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовым  океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы. Старый Китай не верил  в прогресс, не хотел его, изменение  мира воспринимал как движение по кругу.

За несколько тысячелетий  своего развития китайский народ  создал своеобразную легкоузнаваемую  культуру, сформировал культурную общность, охватывающую весь дальневосточный  регион, где самой отличительной  чертой является иероглифическая письменность. Истории было так угодно, чтобы  китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, обогащала  их своей высокой культурой.

Глава 2. Конфуцианство и даосизм.

 В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуции (551—479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Методы управления государством, регулирование отношений между  разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым  должен следовать человек, — вот  что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.

Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое  соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.

Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры — старших, а подданные — своих правителей. Принцип большой семьи также означал полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

Впоследствии, когда конфуцианство  превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной предмет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендовать на получение должности чиновника.

Залогом вечности Поднебесной  конфуцианство считало подчиненность  низшего – высшему. Но главным  в учении было не то, что лежало на поверхности, а глубинный смысл  – учение о внутреннем самоусовершенствовании человека. «Не научившись управлять  собой – не научишься управлять  людьми».

Конечно, конфуцианство не определяло полностью духовную жизнь  Китая. Оно существовало в обстановке соперничества с другими религиозными учениями; почти одновременно с конфуцианством, в VI—V вв. до н.э., появилось учение философа Лао-Цзы — даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV—V вв. н.э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буддизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никогда не вытесняли конфуцианства полностью. Космос и человек, всеобъемлющая теория резонанса, теория синергетики, идея информационного поля, предостережения от последствии прогресса – человечество получило от цивилизации Китая.

Мир духа и мир бесчисленных физических форм объединяет понятие  Дао – Пути Вселенной.

Философские сочинения, относящиеся  к даосизму, начинаются с эпохи  Борющихся Царств (Чжаньго) в V век  до н. э., практически одновременно с  учением Конфуция. Традиция считает  основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько  более достоверным основателем  даосизма считается древнекитайский  мудрец Лао-цзы. Даосской традицией  ему приписывается авторство  одной из основных книг даосизма —  «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться  учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный  под именем Чжуан-цзы, в честь  которого и названо его произведение.

Попадали в Китай и  другие учения, но ничего не привилось на консервативной почве Китая, кроме буддизма.

 Буддизм никогда не  смог бы войти в число «трех  учений» Китая, если бы не  его близость к даосизму. Поэтому  произошел синтез.

Одни и те же китайцы в дни полнолуний и новолуний посещали храмы обеих конфессий. Буддийские священники вызывали у них подозрение, так как добровольно отказывались от семьи и потомства, нарушали принцип «сыновей почтительности».

Вообще китайцам мир всегда виделся полным духом и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских  крыш – преследовали практическую цель – отправить обратно по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Человек соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское и женское, изменяющееся и постоянное, поэтому  он встает вровень с землей и небом. По мнению китайцев, от человека зависит, будет ли Вселенная функционировать так как ей положено, поэтому любая безнравственность и смута в обществе, отказывается на состоянии природы и космоса. Власть государя в Китае всегда была самодержавной, но были и сдерживающие факторы.

Межэтническое культурно-политическое единство Китая складывалось постепенно. К середине І тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурный комплекс средних царств и возникает  представление об их превосходстве  над остальной периферией.

Период формирования культурного  типа Древнего Китая охватывает эпоху  «Воюющих царств» – V-II в. до н.э. Эпоху  Цинь, эпоху Хань, эпоху Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать неповторимый тип цивилизации. Китай не заложил  основ замкнутой касты жрецов и сановников, но он сформировал  радикальный тип чиновника-управленца. Занятие должностей связывалось  не со знатностью происхождения, а с  заслугами. Император удерживал мировой порядок. Он был подобен главе большой семьи. Человек в культурной системе не стремился к подчинению природы. Задачей было следование всеобщему Пути (Дао) в гармоничном единстве человека и неба.

Информация о работе Конфуцианство и даосизм