Концепция современного естествознания в средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, реферат

Краткое описание

Средневековье — эпоха одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями.
Но Средневековье — это еще и эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых.

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Средневековье — эпоха  одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами  многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и  императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями.

Но Средневековье —  это еще и эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных  законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых.

Доминирование ценностного над познавательным.

Эпоха феодального Средневековья  качественно отличается от античной.

Значительные изменения  произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала более  сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система  ее целей, средств и результатов. Технически Средневековье более  оснащено, чем античность.

Мир средневекового сознания — это мир амбивалентности, подлинное «царство грез». Средневековый человек часто не может дать себе отчет в том, в каком, собственно, мире он находится — в земном или небесном. Его сознание беспрестанно экстатически наполняют видения, откровения, тягостные переживания и образы (крестные муки, картина адских мучений, угрозы наказания за грехи и т.п.). В таком сознании вполне допустимо сосуществование земных, человеческих и божественных, небесных реалий, их взаимное превращение друг в друга.

Стержнем средневекового сознания было религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений  природы и общества, их оценка, а  также регламентация поведения  человека обосновывались ссылками на сверхъестественные силы, которые полностью  господствуют над материальным миром, способны по своему произволу изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

В отражении и воспроизведении  межличностных отношений всегда преобладают эмоциональные стороны  сознания. Этим объясняется доминирование  в средневековом сознании ценностно-эмоционального отношения к миру над познавательно-рациональным. Это сознание было по преимуществу оценочным. Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности — добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась в первую очередь с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее объективных связях. Отсюда и особое отношение к знанию. Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт.

Религиозное разделение мира в сознании на земной (грешный, бренный) и небесный (божественный, возвышенный, идеальный) предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью).

 

 

 

Отношение к познанию природы.

Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не относился к природе как к самостоятельной сущности. В качестве определяющего выступает у него отношение к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Здесь знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть).

Природа — проводник воздействия  на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Природа — это прежде всего арсенал символов. Значение любой вещи усматривалось не в ее непосредственных функциях, а в тех смыслах и целях, которые ей приданы Богом. В мире, созданном Богом, нет ничего лишенного божественного смысла. Именно поэтому средневековое сознание не было ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, т.е. их отношений к Богу. Потому большую роль в этом сознании играло понятие чуда.

В средневековой культуре были слабо развиты познавательные средства вообще, и познавательные средства выражения нового в частности.

В целом средневековое  знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование  некоторых исходных абстрактных  образов религиозной значимости, которые передавались из поколения  в поколение на основе авторитарности. (Они заимствовались в основном из сюжетов Ветхого Завета и Нового Завета — Бог, рай, ад, Христос, Страшный суд и др.) Деятельность такого рода была тем не менее системно организована. Ее основа — набор чувственных первообразов, вокруг которых концентрируются производные образно-понятийные конструкции (как средства детализации и конкретизации первообразов), не имеющие, как правило, логического обоснования. Потому-то система средневекового сознания была рационализирована лишь частично.

Вместе с тем средневековое  сознание исторически развивалось  и претерпевало качественные изменения. Качественные преобразования состояли в подключении новых элементов, т.е. новых образов (иносказаний, символов, аллегорий и др.), а также в установлении между образами (как старыми, так и новыми) новых связей и отношений (классификации, схематизации, формализации и др.) и их структурировании.

Особенности познавательной деятельности.

принципы средневековых традиций познания

авторитет — авторитет, предание (схоластико-умозрительная традиция);

ритуал — предметно-преобразовательное, рецептурно-манипуляционное начало (герметическая традиция);

личный опыт — личный опыт выступал базисом эмпирической традиции.

 

 

 

Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры

В VII в. на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока возникает централизованное арабское государство — Арабский халифат, в котором были созданы благоприятные условия для развития науки и культуры.

Объединенные политически  и экономически, связанные единством  религии и языка (арабский язык стал не только государственным, но и языком науки и культуры), народы Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии получили возможность более свободного обмена духовными ценностями. Усвоение сложного комплекса местных культурных традиций и культурного наследия античности обеспечило расцвет мусульманской  культуры. Благодаря интенсивной  переводческой деятельности уже  в IX в. в арабоязычном мире были изданы все главные произведения научной мысли античности. К античному наследию здесь относились с величайшим уважением.

Особенно большое распространение  на Востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда (в Европе его называли Авер-роэсом), интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма.

VIII—XI вв. – период высшего  расцвета средневековой арабо-язычной  культуры и науки. В крупных  городах открываются библиотеки  с читальными залами, помещениями  для переводчиков и переписчиков  книг. Вокруг таких библиотек  со временем образуются научные  центры («дворцы мудрости»), научные  общества и высшие школы. Только  в Кордовском халифате (на территории  нынешней Испании) в XII в. функционировало около 70 библиотек и 17 высших школ.

Арабоязычная математика Средневековья органично сочетала в себе свойственные восточной математике алгоритмически-вычислительные подходы с теоретическими подходами, восходящими к греческой математике. Ей удалось подняться до уровня фундаментальных проблем и получить важнейшие научные результаты.

Математические  достижения.

Средневековая математика стран  ислама органично впитала в себя и творчески переработала древнегреческую, древневавилонскую и индийскую  математические традиции. Так, в частности, они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную  систему счисления. Она проникла по караванным путям на Ближний Восток в эпоху Сасанидов (224-641), когда  Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия. И уже из арифметического трактата аль-Хорезми «Об индийских числах», переведенного в XII в. на латынь, десятичная система стала известна в Европе.

Получила также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и специальных алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число л до 17 верных знаков.

Развивались методы приближенного  извлечения корней. Например, такой  известный в древности прием:

Арабоязычные математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии, включая нахождение сумм вида:

Получила развитие восходящая к эллинистической математике традиция использования инфинитезимальных  приемов (метод исчерпывания и др.), которые поводили к понятиям интегрального  исчисления. Их методы (Сабит Ибн Курра, IX в.) были равносильны вычислению интегралов.

Не ограничиваясь методами геометрической алгебры, арабоязычные математики смело переходят к операциям над алгебраическими иррациональностями, создают единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и отношений и постепенно стирают грань между рациональными числами и иррациональными. В Европе эту идею восприняли лишь в XVI в.

Средневековые математики стран  ислама совершенствовали методы решения  уравнений 2-й и 3-й степеней; решали отдельные типы уравнений 4-й степени.

Наиболее значительным их достижением в алгебре был  «Трактат о доказательствах задач» Омара Хайяма, посвященный в основном кубическим уравнениям. Хайям построил теорию кубических уравнений, основанную на геометрических методах древних. Он разделил все кубические уравнения  с положительными корнями на 14 видов; каждый вид уравнений он решал  соответствующим построением. Хайям  пытался найти правило решения  кубических уравнений в общем  виде, но безуспешно.

Если отдельные зачаточные элементы сферической тригонометрии  были известны еще древним грекам (например, Птолемей пользовался понятием «хорда угла»), то в систематическом  виде тригонометрия создана арабоязычными математиками. Уже в работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.

Историческая заслуга  средневековых математиков стран  ислама состояла и в том, что они  начали глубокие исследования по основаниям геометрии. В сочинениях О. Хайяма и  Насирэд-дина ат-Туси предприняты попытки доказать постулат о параллельных, основанные на введении эквивалентных этому постулату допущений (сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым и др.). Так зарождалась предыстория неевклидовых геометрий.

Физика и астрономия.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни  средневекового Востока. Интенсивное  денежное обращение и торговля, как  внутренняя, так и международная, требовали постоянного совершенствования  методов взвешивания, а также  системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и  теоретической основы взвешивания  — науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных  видов весов. Необходимость совершенствования  техники перемещения грузов и  ирригационной техники в свою очередь способствовала развитию науки  о «простых машинах», конструированию  устройств для нужд ирригации.

Арабоязычные ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Этим вопросом занимались аль-Бируни, Хайям, аль-Хазини (XII в.). Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде. Полученные результаты были довольно точны. Например, удельный вес ртути был определен аль-Хазини в 13,56 г/см3 (по современным данным – 13,557); удельный вес серебра 10,30 г/см3 (по современным данным – 10,49), золота -19,05 г/см3 (современные данные – 19,27), меди 8,86 г/см3 (современные данные – 8,94) и т.д. Столь точные данные позволяли решать ряд практических задач: отличать чистый металл и драгоценные камни от подделок, устанавливать истинную ценность монет, обнаружить различие удельного веса воды при разных температурах, и др.

Динамика развивалась  на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Средневековыми учеными стран ислама обсуждались  проблема существования пустоты  и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное  падение тел, движение тел, брошенных  под углом к горизонту. В работах  Ибн-Сины, известного в Европе под  именем Авиценна, аль-Багдади и аль-Битруджи, по сути, была сформулирована «теория импетуса», которая в средневековой Европе сыграла большую роль в качестве предпосылки возникновения принципа инерции.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. В этом направлении  и развивается аппарат кинематико-геометрического моделирования движения небесных тел на основе «Альмагеста» К. Птолемея. Кроме того, в ряде работ изучалась кинематика «земных» движений. В частности, понятие движения привлекается для непосредственного доказательства геометрических предложений (Сабит Ибн Курра, Насирэддин ат-Туси), механические движения используются для объяснения оптических явлений (Ибн аль-Хайсам), изучается параллелограмм движений и т.п. Одно из направлений средневековой арабской кинематики — применение инфинитезимальных методов при изучении неравномерных движений (т.е. рассмотрение бесконечных процессов, непрерывности, предельных переходов и др.), подводившее к понятию мгновенной скорости в точке.

Информация о работе Концепция современного естествознания в средневековье