Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:26, реферат
Экономический кризис Грузии смягчила масштабная зарубежная помощь, составившая от трети до половины ВВП. Несмотря на эту помощь, в 2009 г. страна пережила спад в 4 % ВВП, притом, что в 2007 г. рост составил 12 %. Деньги, выделенные после войны Брюссельской конференцией доноров, заканчиваются. Правительство пытается компенсировать потери за счет повышения налогов и распродажи государственных активов на мировых биржах, но это вряд ли принесет большой успех в условиях европейских и американских экономических неурядиц. Иностранные инвестиции невелики. Есть сомнения и в качестве институциональной среды для ведения бизнеса.
Крах антироссийской стратегии Тбилиси
Экономический кризис Грузии смягчила масштабная зарубежная помощь, составившая от трети до половины ВВП. Несмотря на эту помощь, в 2009 г. страна пережила спад в 4 % ВВП, притом, что в 2007 г. рост составил 12 %. Деньги, выделенные после войны Брюссельской конференцией доноров, заканчиваются. Правительство пытается компенсировать потери за счет повышения налогов и распродажи государственных активов на мировых биржах, но это вряд ли принесет большой успех в условиях европейских и американских экономических неурядиц. Иностранные инвестиции невелики. Есть сомнения и в качестве институциональной среды для ведения бизнеса.
Плохо обстоит дело
и с демократией. Саакашвили добился
поправок в конституцию, резко расширяющих
полномочия премьер-министра. По общему
мнению, он намерен пересесть из
президентского кресла в премьерское
после истечения
Называя вещи своими именами, стратегия, которую пытались осуществить на протяжении двадцати лет, потерпела крах. Это не означает, что Грузия стоит на пороге новой революции, и вот-вот все будет по-новому. На самом деле, политический режим, созданный командой Саакашвили, сравнительно устойчив. Более или менее сносное существование можно поддерживать, просто обслуживая транзитные потоки в Закавказье. Отрицательное сальдо торгового баланса компенсируется переводами от мигрантов, работающих за рубежом. Политическая оппозиция маргинализирована, с массовыми выступлениями недовольных справится лояльная властям полиция.
Другое дело, что это - существование по инерции. Рано или поздно национально-государственный проект нужно будет обновлять. И тогда придется отвечать на все те вопросы, многие из которых ранее казались не актуальными. Возможен ли устойчивый экономический рост без развития собственного производства? Возможно ли развитие производства без доступа к зарубежным рынкам и, в первую очередь, к знакомому российскому? Как обеспечить безопасность страны, если вступление в НАТО фактически невозможно? Как совместить европейский выбор и благоприятные отношения с Россией? Наконец, как строить отношения с абхазами и осетинами, раз уж не удалось силой вернуть под свой контроль Абхазию и Южную Осетию?
Обстоятельства
таковы, что все эти вопросы
находятся в контексте
Россия в отношении Грузии взяла паузу, прямо заявив, что с действующим руководством страны разговаривать не будет. Во многом это оправданная позиция, поскольку у Москвы накоплен негативный опыт отношений с Саакашвили, развивать который нет никакого желания.
Однако есть как минимум два фактора, которые будут подталкивать Москву к поиску решения и на этом направлении. Во-первых, планы экономической интеграции на Кавказе не будут всерьез работать до тех пор, пока закрыта железнодорожная линия через Абхазию. Во-вторых, Грузия остается соседом, причем общая граница проходит по Кавказу с его неспокойными северными склонами. Официальных публичных инициатив с российской стороны, по-видимому, не будет до тех пор, пока Саакашвили остается главой Грузии. Но поиск точек соприкосновения и контуров будущих компромиссов на экспертном и общественном уровнях будет продолжаться с возрастающей энергией.
Основные направления стратегии будущего президента России на Южном Кавказе
Предстоящая 7 мая инаугурация нового президента Российской Федерации ставит в практическую плоскость необходимость провозглашения новой, скоординированной стратегии в отношении южно-кавказского региона.
При ее разработке будут очевидно учитываться тот факт, что современная ситуация на Южном Кавказе характеризуется сохранением очагов вооруженных конфликтов и военно-политической напряженности при продолжающемся соперничестве на межнациональном и региональном уровнях за передел сфер влияния и контроля над стратегическими ресурсами.
В числе приоритетов новой президентской платформы, будут сформулированы следующие задачи:
- укрепление двустороннего сотрудничества в целях поддержания стабильности в регионе в политической, экономической, военной, социальной и других областях;
- обеспечение национальной безопасности, нахождение адекватных ответов на новые угрозы и вызовы;
- недопущение создания на Кавказе альтернативных систем безопасности без участия России;
- противодействие попыткам закрепления военного присутствия третьих стран;
- сохранение и усиление экономической привязки стран Южного Кавказа к России, расширение позиций российского капитала в ключевых отраслях их экономики, обеспечение доступа к сырьевым, материальным и интеллектуальным ресурсам.
Критерием эффективности политики России на Южном Кавказе могут служить лишь ее собственные национальные интересы. Главное для России – не создание геополитической конструкции («империи», как об этом пишут некоторые эксперты), а преодоление собственной отсталости, запуск успешной национальной модели развития. При этом главной интригой современного этапа развития политики России остается вопрос о возможности нахождения новой основы для взаимоотношений, не сформированной общностью прошлого, а задающей общность будущего.