Крепостное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси….4
Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)……………..6
Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости
(XV в.) ……………………………………………………………………….7
3.1. «Старожильцы» и «пришлые………………………………………...8
Первые законодательные меры закрепощения крестьян……………...10
Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVIв)………………………………………………………………………11
5.1. Указ 1597 г. ………………………………………………………….13
Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)……14
6.1.Указ 1607 г. …………………………………………………………..15
6.2.Сближение крестьянства и холопства. ……………………………..15
6.3.Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи. ……………………………………………………………………...16
6.4.Писцовый наказ 1646 г. ……………………………………………...19
6.5. Соборное Уложение 1649 года …………………………………….21
Отмена крепостного права ………………………………………………23
7.1. Причины отмены крепостного права ……………………………...23
7.2. Подготовка отмены крепостного права ……………………………23
7.3. Манифест 19 февраля 1861 года …………………………………..23
7.4. Значение отмены крепостного права ………………………………24
Заключение ……………………………………………………………….25
Список литературы ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

крепостное право в россии.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Курганская государственная  сельскохозяйственная академия имени  Т.С.Мальцева

 

Факультет экономический

Кафедра философии и истории

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Крепостное право  в России»

                                                              

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила:  студентка 1 курса

     Направление «Экономика»

                                                   1 группа

                                                                    Машталер Татьяна

 

                                                                Проверил:   Украинцев А.М.

 

 

 

 

 

КГСХА – 2013

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

  1. Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси….4
  2. Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)……………..6
  3. Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости

(XV в.) ……………………………………………………………………….7

3.1. «Старожильцы» и «пришлые………………………………………...8

  1. Первые законодательные меры закрепощения крестьян……………...10
  2. Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVIв)………………………………………………………………………11

5.1. Указ 1597 г. ………………………………………………………….13

  1. Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)……14

6.1.Указ 1607 г. …………………………………………………………..15

6.2.Сближение крестьянства и холопства. ……………………………..15

6.3.Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи. ……………………………………………………………………...16

6.4.Писцовый наказ 1646 г. ……………………………………………...19

6.5. Соборное Уложение 1649 года …………………………………….21

  1. Отмена крепостного права ………………………………………………23

7.1. Причины отмены крепостного  права ……………………………...23

7.2. Подготовка отмены крепостного права ……………………………23

7.3. Манифест 19 февраля 1861 года …………………………………..23

7.4. Значение отмены крепостного права ………………………………24

Заключение ……………………………………………………………….25

Список литературы ………………………………………………………27

 

 

 

Введение

    Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

   Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.

   В советской историографии утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г.

    В данном реферате  я буду придерживаться последней точки зрения, т.е. попытаюсь проследить становление крепостного права на Руси начиная с XV в. и до принятия Соборного Уложения 1649 г. Предварительно рассмотрю вопрос происхождения термина «крепостное право» (в связи с которым затронем тему холопства на Руси) и дам общую картину положения крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.).

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси.

    Крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и рабами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только холопство полное. Оно создавалось различными способами: 1) пленом, 2) добровольной или по воле родителей продажей свободного лица в холопство, 3) некоторыми преступлениями, за которые свободное лицо обращалось в холопство по распоряжению власти, 4) рождением от холопа, 5) долговой несостоятельностью купца по собственной вине, 6) добровольным вступлением свободного лица в личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу слуги, и 7) женитьбой на рабе без такового же договора.

     Полный холоп не только сам зависел от своего государя и от его наследников, но и передавал свою зависимость своим детям. Существенной юридической чертой холопства, отличавшей его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.

    В Московской Руси из полного холопства выделились различные виды смягченной, условной крепостной неволи. Так, из личного услужения, возникло в конце XVв. холопство докладное, названное так потому, что докладная грамота на такое холопство утверждалась с доклада наместнику. Это холопство отличалось от полного тем, что право на докладного холопа меняло свои условия, иногда прекращалось со смертью господина, иногда передавалось его детям, но не

далее.

    Еще одним видом неполного холопства являлось закладничество. Оно возникало в разные времена на разных условиях. Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или заем, с обязательством должника работать на государя, живя у него во дворе. Долг погашался или его уплатой, или срочной отработкой по договору.

   Но бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты и по истечении условленного срока возвратить занятой капитал.

    Между тем, было два рода дворовых слуг, для которых установился другой предел службы — смерть господина. Здесь перед нами три условия, в которых выражался личный характер служилой кабалы

  1. пожизненность владения кабальным,
  2. неотчуждаемость этого владения,
  3. право кабального на добытое на службе имущество.

    С установлением пожизненности служилая кабала получила характер холопьей крепости: кабальный сам по договору отказывался от права выкупиться, и его неволя прекращалась только смертью или волей господина.

   Уже в указе 1555 г. служилая кабала является со значением крепости, наряду с полной и докладной. Тогда же становится известна и форма служилой кабалы, державшаяся неизменно целое столетие: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного лица несколько рублей всегда ровно на год, от такого-то числа до того же числа следующего года, служить во дворе. Такие закладные нередки и сходны со служилыми кабалами в условиях и даже в выражениях.

Такое достаточно подробное описание холопства на Руси необходимо, т.к. после XV в. положение холопов и крестьянства неуклонно сближается, и многие обычаи, правила и законы в отношении холопства, станут в дальнейшем служить образцом для установления отношений между землевладельцами и крестьянами, что в конечном счете будет способствовать установлению крепостного права.

 

  1. Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)

     В удельное время, в тот период, когда еще совершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в княжествах был очень неопределенным. В общем потоке колонизации, шедшей с Днепра и с Ильменских рек в Поволжье, население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Они не могли сразу остановить переселенческий поток, задержать население в своих волостях и прикрепить его к своему уделу. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору (это были их бояре и слуги вольные), или же покупали (это были холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине киевского периода. С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю.

 

    Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «крестьян», и не находились в личной зависимости от князя. Как в городах, так и в сельских волостях они были устроены в общины. Князь знал, что в какой-либо его волости жили крестьяне. Он приказывал там считать количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад и поручал самим же крестьянам в известные сроки доставлять ему свою подать. И так шло из года в год, до тех пор, пока князь не приказывал снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа

    Итак, крестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому.

 

  1. Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.)

    Переход человека из одного разряда в другой — из крестьян в горожане или в холопы и обратно, — был очень легок и доступен всем, поэтому общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и бесформенно.

    Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удельного быта в государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство своего «двора». Они наложили свою руку на земли своих служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы». То же правило было применено ко всем вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства. С каждой вотчины должны были являться ратные люди по первому зову государя. Мелкие вотчинники выезжали на службу сами «своею головою» или с одним-двумя холопами. Но так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна была большая военная сила, то обычной рати не хватало, и московские государи стали усиленно вербовать служилых людей и селить их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.

   Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца». Теперь «дворцовых» земель уже не хватало и слугам стали давать земли «черные» (то есть податные, государственные). Прежде такие земли, данные слугам,, носили название «служних земель»; теперь они стали называться «поместьями», а их владельцы — «помещиками». В отличие от вотчин, которые были частною наследственною собственностью вотчинников, поместья были временным владением. Помещик владел землею, пока мог служить.

   Развитие поместной системы повело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что землевладелец, служил со своей земли государству, крестьяне обязаны были работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк. Ни помещику, ни правительству было уже неудобно допускать свободный выход крестьян с занятой ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах.

3.1.«Старожильцы» и «пришлые»

     С XV в. начинается разделение крестьянства на «старожильцев», которые издавна жили в вотчине или поместье и платили феодалу ренту, и «пришлых», освобожденных на время от повинностей.

    Приблизительно с конца XIV до начала XVII в. среди крестьянства центральной Руси идет непрерывающееся переселенческое движение, сначала одностороннее — на север за верхнюю Волгу, потом, с половины XVI в., с завоеванием Казани и Астрахани, двустороннее — еще на юго-восток по Дону, по средней и нижней Волге. Среди этого движения в составе крестьянства обозначились два слоя: сидячий, оседлый — это старожильцы, и перехожий, бродячий — пришлые.

Информация о работе Крепостное право в России