Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:24, доклад
В январе 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных сановников. Начиная с конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должны были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале 1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданы Редакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин, Черкасский.
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА.
В январе 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет
по крестьянскому делу, состоявший в основном
из консервативно настроенных сановников.
Начиная с конца 1957 года в России был создан
ряд комитетов и комиссий, основной задачей
которых являлось решение вопроса освобождения
крестьянства от крепостной зависимости.
Проекты, составленные в губернских комитетах,
должны были подготовить единый проект
крестьянской реформы для всей России.
В начале 1859 года для суммирования и обработки
проектов комитетов были созданы Редакционные
комиссии. Значительную роль в комиссиях
играли либерально настроенные деятели
– Ростовцев, Милютин, представители дворянства
Самарин, Черкасский. Выработанный ими
проект был передан в государственные
органы. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет
был переименован в Главный комитет по
крестьянскому делу.
19 февраля 1861г., после обсуждения в Главном
комитете и Государственном совете, Александр Ⅱ издал манифест "О всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния
сельских обывателей", а также "Положение
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости".
По этим документам российские крестьяне
получали личную свободу и большинство
общегражданских прав, вводилось крестьянское
самоуправление, в обязанности которого
входил сбор податей и ряд судебных полномочий.
Однако сохранилась крестьянская община
и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему
должны были платить подушную подать и
нести рекрутскую повинность. Как и раньше,
по отношению к крестьянам применялись
телесные наказания.
Помещики сохраняли собственность на
все принадлежащие им земли, однако обязаны
были предоставить в пользование крестьян
надел земли. За пользование надельной
землей крестьяне должны были отбывать
барщину или платить оброк и не имели права
отказаться от нее в течение девяти лет.
Крестьянам предоставлялось по соглашению
с помещиком право выкупа земли, до осуществления
этого они именовались временнообязанными
крестьянами.
Срок временнообязанных отношений установлен
не был, за пользование землей временнообязанные
несли повинности. Помещик являлся "попечителем"
сельского общества, получал в нем права
вотчинной полиции, мог требовать смены
сельских старост и других административных
лиц. 28 декабря 1881г. был издан закон об
обязательном выкупе наделов временнообязанных
крестьян с 1 января 1883 года.
Правительство считало, что нормальное
развитие аграрного сектора дает возможность
сосуществовать двум типам хозяйств: крупному
помещичьему и мелкому крестьянскому.
Однако крестьянам досталось земли под
наделы на 20% меньше тех участков, которыми
они пользовались до освобождения. Это
сильно осложнило развитие крестьянского
хозяйства, а в ряде случаев свело его
на нет. За полученную землю крестьяне
должны были выплатить землевладельцам
выкуп, превышающий ее стоимость в полтора
раза; это было нереально, и поэтому 80%
стоимости земли помещикам выплачивало
государство. Крестьяне стали должниками
государства и должны были выплатить эту
сумму в течение 50 лет с процентами. Общая
выкупная сумма за крестьянские наделы
была определена в 867 млн. рублей. С 1862 по
1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили
казне 1540570 тыс. рублей выкупных платежей
и еще оставались ей должны. Выкупные платежи
были отменены с 1 января 1907г. в результате
событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянская реформа 1861 года – буржуазная
реформа, которая способствовала превращению
России в буржуазную монархию. Однако
она не разрешила социально-экономических
противоречий в России, сохранила помещичье
землевладение и ряд других феодально-крепостнических
пережитков.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
Крестьянская реформа повлекла за собой
и преобразование всех сторон общественной
и государственной жизни. Проект земской
реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой
сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым.
1 января 1864 г. Александром Ⅱ были утверждены "Положения
о губернских и уездных земских учреждениях".
Земская реформа положила начало всесословному
выборному представительству и при этом
обеспечивала большинство дворянству.
В уездных земских собраниях дворяне составляли
42%, в губернских земских управах дворян
было 89,5%. Впервые представительство в
органах местного самоуправления получило
крестьянство – 38%.
Низовым звеном было уездное земство,
которое избиралось представителями всех
сословий. Уездные земства, в свою очередь,
в губернское земское собрание. Депутаты
земств получили название гласных. Возглавляли
эти собрания предводители дворянских
собраний – органов самоуправления дворянства.
Исполнительными органами на местах стали
земские управы, которые формировались
земскими собраниями. Сфера компетенции
земств была хоть и ограничена, но достаточно
широка: они имели право собирать налоги
для местных нужд и нанимать служащих,
ведали хозяйственными вопросами, школами,
медицинскими учреждениями, а также вопросами
благотворительности. В пределах этой
компетенции земства находились под контролем
местной и центральной власти – губернатора
и министра внутренних дел, которые имели
право приостановить любое постановление
земского собора (съезда). И хотя исполнительной
властью земства не обладали, в жизни страны
они сыграли огромную роль. Это и организация
местного кредита путем образования крестьянских
ссудосберегательных товариществ, и устройство
почт, и дорожное строительство, и организация
в деревне медицинской помощи, народного
образования. К 1880 г. в селе было создано
12 тысяч земских школ.
Земская реформа проводилась постепенно.
Несмотря на ограниченность, она содействовала
развитию местной инициативы, буржуазного
хозяйства, буржуазной культуры и была
шагом превращения феодальной монархии
в буржуазную.
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.
Вслед за земской реформой последовала
реформа городская (1870 г.). Эта реформа
имела целью поднять хозяйство городов
и привлечь к управлению ими крупную финансовую
и торговую буржуазию. Реформа заменяла
прежние сословные думы всесословными
городскими учреждениями местного самоуправления.
Распорядительными органами становились
городские думы, а исполнительными – избранные
думами городские управы. Члены городских
дум выбирались на четыре года и назывались
"гласными". Правом выбора в городские
думы пользовались лишь лица, достигшие
25-и лет и владевшие недвижимой собственностью,
владельцы промышленных и торговых предприятий,
купцы. В компетенции городского управления
было внешнее благоустройство города,
торговля, промышленность, здравоохранение,
образование.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Наиболее радикальной и последовательной
была судебная реформа, среди авторов
которой были прогрессивные юристы –
С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский.
Она проводилась на основе судебных уставов,
принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен
ряд буржуазных принципов судоустройства
и судопроизводства: отделение суда от
администрации, несменяемость судей и
следователей, создание суда присяжных,
учреждение адвокатуры, провозглашение
гласности и состязательности процесса,
выборность некоторых судебных органов.
Председатели и члены окружных судов и
судебные следователи должны были иметь
высшее юридическое образование. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат
утверждались императором, а мировые судьи
– Сенатом. Вместе с тем судебная реформа
сохранила ряд элементов прежнего сословного
суда: участие в процессе сословных представителей,
особая подсудность дел высших должностных
лиц, сохранение крестьянских, "инородческих"
и духовных судов и др.
Судебная реформа имела прогрессивное
значение, так как новая система заменила
собой очень раздробленную систему судов
(судов по сословиям, по роду дел, с множеством
инстанций, при закрытых дверях и т.д.).
Эта реформа была подвергнута коренному
пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее
других реформ 60-х годов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.
Потребности капиталистического развития
страны и расстройство финансов в годы
Крымской войны требовали упорядочивания
всего финансового дела. Подготовка и
проведение крестьянской реформы 1861г.
вызвали необходимость учреждения Госбанка
и образования в министерстве финансов
Главного выкупного учреждения для проведения
выкупных операций. Все ведомства должны
были ежегодно составлять сметы по установленной
форме с подробными указаниями расходов.
Общая роспись бюджета государства составлялась
министерством финансов, затем утверждалась
Государственным советом и императором,
после чего становилась законом. В 1864-68гг.
все государственные доходы были сосредоточены
в кассах Государственного казначейства
министерства финансов. Из них в соответствии
с бюджетными сметами производились расходы.
Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными.
В системе прямых налогов сохранился основной
налог русского феодального государства
– подушная подать, не была реализована
денежная реформа 1862г. и т.д.
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.
Не были обойдены средства массовой информации
и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. были
введены новые университетские уставы,
возвратившие им автономию (предоставление
большей хозяйственной и административной
самостоятельности, непосредственное
участие преподавателей и студентов в
решении вопросов внутренней организации),
и введено новое положение о школьных
учреждениях, по которому заботу о них
брали на себя государство, земства и городские
думы, а также церковь. Образование провозглашалось
доступным для всех сословий и конфессий.
В 1865 г. была снята предварительная цензура
на публикации и ответственность за уже
вышедшие статьи возлагалась на издателей.
Для них вводилась "карательная"
цензура – применение различных санкций
уже после публикации, вплоть до закрытия
издательства.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Армия традиционно играла важную роль
в общественно-политической жизни России.
Поражение в Крымской кампании обнажило
многие слабые стороны русской армии,
ее техническую и тактическую отсталость.
Европейские державы быстро увеличивали
свой военный потенциал, что в условиях
складывающихся военно-политических союзов
не могло не представлять угрозу безопасности
России. Под военными реформами 1860-70-х
годов понимают преобразование вооруженных
сил России под руководством военного
министра Д.А.Милютина. Россия была разделена
на пятнадцать военных округов. Видоизменялись
военные учебные заведения и военно-полевой
суд (был принят новый военно-судебный
устав). В армии отменялись телесные наказания.
Реформа внесла много нового в подготовку
офицерства: создавались юнкерские училища
для подготовки младших офицеров, военные
академии для среднего и высшего командного
состава.
С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась
всеобщая воинская повинность. В армии
была введена система льгот в зависимости
от образования, что в свою очередь должно
было его стимулировать. Одной из целей
военной реформы было создание обученного
резерва – запаса, а также образование
военно-окружной системы управления, перевооружение
армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией
и др.
ЗНАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.
1. Реформы безусловно отвечали основным
тенденциям развития ведущих мировых
держав. Они значительно продвинули Россию
по пути экономической и политической
модернизации. Однако Россия по-прежнему
оставалась самодержавной монархией.
2. Реформы носили характер компромисса.
Поэтому они одновременно вызывали критику,
а в ряде случаев полное неприятие как
со стороны радикалов, так и со стороны
консерваторов.
3. Большинство историков полагает, что
с середины 60-х гг. в деятельности правительства
начинают доминировать консервативно-охранительные
тенденции, а реформаторский потенциал
оказывается почти исчерпанным.
Уступки , сделанные прежде всего в интересах
крупной буржуазии нисколько не нарушали
дворянских привилегий. Новые органы местного
управления, школа и печать были подчинены
царской администрации . В политике Александра Ⅱ сочетаются и реформаторские и
реакционные тенденции. Последние замедляли
ход реформ. Проводя реформы самодержавие
вместе с тем применяло старые административно
– полицейские методы управления, поддерживающие
сословность во всех сферах общественно
– политической жизни страны.