Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:02, доклад
К 864 г. летописец относит следующее важное происшествие. Двое из иноземцев Рюриковых, Аскольд и Дир, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастья; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?».
К 864 г. летописец относит следующее важное происшествие. Двое из иноземцев Рюриковых, Аскольд и Дир, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастья; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?». Сей городок был Киев, Аскольд и Дир завладели им, начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве и помышлять о военном походе. Они дерзнули объявить себя врагами Греции. Судоходный Днепр благоприятствовал их намерениям. Столица Восточной империи в первый раз увидела сих грозных неприятелей; в первый раз с ужасом произнесла имя россиян… Михаил III, царствовал тогда в Константинополе, не смея отразить их силою, ожидал спасение от чуда. Оно совершилось, по сказанию византийских летописцев. В славной церкви Влахернской, хранилась так называемая риза Богоматери, к которой прибегал народ в случае бедствий. Патриарх Фотий с торжественными обрядами вынес её на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Вдруг сделалась буря, рассеяла, истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его, возвратились в Киев. Некоторые византийские историки прибавляют, что язычники российские, устрашенные небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали святого крещения. Патриарх Фотий в грамоте в конце 866 г. писал: «Россы славные жестокостию, победители народов соседственных и в гордости своей дерзнувшие воевать с империей Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами.
Они уже приняли от нас эпископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому».
Отношения между
Но кровь Аскольда и Дира остались пятном его славы.
Ольга овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами. Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собой и чувствует суетность земного величия. Ольга была язычницей, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства, могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу империи и веры греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там патриарх был его наставником и крестителем, а Константин Багрянородный – восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом, Ольга возвратилась в Киев. Ольга, воспаленная усердием к новой вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества, не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери. Сделавшись ревностною христианкою, Ольга служила убедительным примером для Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем отечестве.
Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его на священном холме, вместе с иными кумирами. Важнейшее дело, которое все более прославило Владимира в истории… Исполнилось желание благочестивой Ольги, и Россия, где уже более ста лет мало - помалу укоренялось христианство, наконец вся и торжественно признала святость оного, почти в одно время с землями соседскими: Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею.
Возвратясь в Киев, послы говорили князю с восторгом о византийском богослужении. Владимир желал еще слышать мнение бояр и старцев.
«Когда бы закон греческий – сказали они, - не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала принять бы его».
Великий князь решился быть христианином. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения, он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя. В 988 г. собрав многочисленное войско, великий князь пошел на судах к греческому Херсону и со всех сторон окружил город. Завоевав славный и богатый город, российский князь еще более возгордился своим величием и чрез послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили торжественный обряд крещения, за коим следовало обручение и самый брак царевны с Владимиром, благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя. Наставленный, херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к конскому хвосту, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею Данию суеверия, ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, вельможы и рабы, бедные и богатые шли креститься, и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда великий князь и бояре предпочли ее старой вере отцов своих. Когда же обряд торжественный свершился, когда священный собор нарек всех граждан киевскими христианами, тогда Владимир, в радости и в восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!» В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.
Владимир не хотел принуждать принятия веры, но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян.