Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель этой работы - немного приоткрывая и рассматривая историю данного величественного момента нашей истории, подчеркнуть культурологическое значение принятия Христианства на Руси. Для этого стоит обозначить (поставить) задачи, которые помогут нам раскрыть тему. Самое важное для многих православных – это духовная сторона Крещения Руси, но в данном исследовании мы этой темы коснемся поверхностно, также нужно показать историческую значимость вопроса, а также раскрыть глубину русской культуры (иконопись, архитектура, письменность), которая получила свое основание именно благодаря равноапостольному великому князю Владимиру, который принес Христианство на Русь.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
1. Краткая история Крещения Руси…………………………………5
2. Культурологическое и историческое значение принятия христианства на Руси………………………………………………………10
2.1. Русская письменность………………………………………….11
2.2. Музыкальное творчество………………………………………13
2.3. Архитектура и живопись………………………………………14
Заключение…………………………………………………………21
Глоссарий…………………………………………………………..22
Литература…………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Алиев М.Г._кнтр.р._Крещение Руси...doc

— 303.34 Кб (Скачать файл)

 

 

                                    

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По предмету:   ИСТОРИЯ  РОССИИ

 

Тема: КРЕЩЕНИЕ РУСИ. РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  __1_ курса, _1__ семестр

Алиев Магамед Гаджиевич

 

 

 

 

 

 

 

                                                Тюмень, 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………….....3

Краткая история Крещения Руси…………………………………5

Культурологическое и историческое значение принятия христианства на Руси………………………………………………………10

2.1. Русская письменность………………………………………….11

2.2. Музыкальное творчество………………………………………13

2.3. Архитектура и живопись………………………………………14

Заключение…………………………………………………………21

Глоссарий…………………………………………………………..22

Литература…………………………………………………………24

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

Принятие веры Христовой являлось важным моментом в жизни всех народов Европы. Константин Великий в Римской империи, Хлодвиг у франков, святой Стефан у венгров и другие стали в памяти народа основоположниками их государственной жизни. Естественно, и в истории Руси отведено почетное место крещению земли Русской и имени князя Владимира. Но, вглядываясь в историческую жизнь русского народа, мы не можем не признать, что этого было бы мало. Крещение при святом Владимире в истории Руси не только важный, но и величественный момент и актуальность данной темы очень велика как  для исторической науки, так и для культурологического осмысления  данного вопроса. Всю значимость и величину этого события ясно подчеркнул Святейший Патриарх Пимен в своей речи, произнесенной на первом заседании комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. Святейший подчеркнул, что высочайшее и священное значение этого события заключается в том, что оно положило начало официальному бытию Русской Православной Церкви, открыло народам, составляющим древнерусское государство, возможность войти во врата Церкви Христовой. Крещение Руси содействовало коренному переустройству гражданского порядка на христианских началах, ввело Киевскую Русь в круг  великих держав средневекового мира и обеспечило восприятие великой культуры Византии.

В истории русской  науки на протяжении советского периода тема отечественной церковной культуры была табуирована, и только в период подготовки и празднования  1000-летия Христианства на Руси в печати появилось множество специальных работ, посвященных проблеме перехода Киевской Руси от язычества к новой вере; в том числе и о влиянии этого процесса на формирование  культуры,  а именно это нас и интересует более всего.  И цель этой работы - немного приоткрывая и рассматривая историю данного величественного момента нашей истории, подчеркнуть культурологическое значение принятия Христианства на Руси. Для этого стоит обозначить (поставить) задачи, которые помогут нам раскрыть тему. Самое важное для многих православных - это духовная сторона Крещения Руси, но в данном исследовании  мы этой темы коснемся поверхностно, также нужно показать историческую значимость вопроса, а также раскрыть глубину русской культуры (иконопись, архитектура, письменность), которая получила свое основание именно благодаря равноапостольному великому князю Владимиру, который принес Христианство на Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая история Крещения Руси

  До сих пор не удалось с точностью установить, какой князь был, так сказать, пионером крещения в Новгородско-Киевской Руси. Некоторые историки придерживаются мнения двух крещений Киева или, по крайней мере, киевской элиты. Согласно этой гипотезе, первое крещение состоялось при князьях Аскольде и Дире в 860-861 гг., после их неудачного похода на Константинополь. По греческим источникам, осажденное население во главе с патриархом Фотием и императором совершали всеобщее моление к Господу спасти их от осаждающих руссов и при этом обмакнули ризу Богородицы в море, моля ее о буре. И море вскипело, потопив большую часть русского флота. Потрясенные этим чудом, остатки русских сил вернулись с предложением мирных переговоров с греками, после чего были крещены. В честь этого события возник праздник Покрова пресвятой Богородицы, забытый греками, но празднуемый в России по сей день. Национальный праздник в честь военного поражения Руси? Наверное, ни у одного другого народа не найдется такого праздника - ведь обычно празднуются победы! Феномен праздника Покрова глубоко христианский по духу. Это смиренное принятие поражения как наказания за грех спеси, агрессии, развязывания кровопролития.

Другие историки считают, что в греческих хрониках под русскими подразумеваются тмутороканская Русь, что подтверждается полным отсутствием каких-либо упоминаний крещения Аскольда и Дира в киевских летописях, за исключением, так называемой Никоновской летописи. Но там повествование о крещении Аскольда и Дира в связи с константинопольским походом - скорее всего, поздняя вставка. В «Повести временных лет» упоминается лишь о христианском захоронении Аскольда и Дира под тем же 882 г., что и их убийство: «...на той могиле Ольма поставил церковь св. Николы; а Дирова могила за церковью св. Ирины».

Что более-менее достоверно - это повествование о нападении новгородского князя Олега на Киев в 882 г., сопровождавшемся вероломным убийством Аскольда и Дира и переносом княжеской столицы из Новгорода в Киев. Олег и его непосредственные преемники, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир, были, несомненно, язычниками. Таким образом, если действительно в 860-861 гг. было хотя бы частичное крещение Киева, то период с 882-го по 988 г. можно назвать языческой реставрацией на Руси, вроде царствования Юлиана Отступника в Римской империи, а крещение 988 г. - повторным крещением Киева, но первым общегосударственным, вернее его началом. Так ли это или нет, но нельзя отрицать, что крещения в Киеве начались задолго до 988 г. К середине X века в Киеве было, по крайней мере, два христианских храма, что свидетельствует о какой-то христианской миссионерской деятельности в приднепровской Руси. Ну и, конечно, личное крещение великой княгини Ольги около 955г., наверное, стимулировало какое-то число лиц, по крайней мере из ее окружения, к принятию крещения.

Интересно, что, крестившись сама, Ольга не сумела убедить собственного сына, воинственного витязя Святослава, последовать ее примеру. Его отказ, мотивированный тем, что он воин и, крестившись, станет посмешищем в глазах своей дружины, говорит достаточно ярко о влиянии знаний именно византийского христианства на Руси, а не западного, где преобладало понятие воинствующего христианского рыцарства. В Византии, как указывают Эвери и другие историки, на войну смотрели как на варварство. Ясно, что и миротворческое учение Евангелия было уже широко известно на Руси и воспринималось как обязательный критерий в поведении христианина, несовместимый с имперско-агрессивной деятельностью Святослава.

После гибели Святослава в 971 г. от рук печенегов, натравленных на него греческой дипломатией, семь лет продолжалась междоусобная борьба за Киев, пока трон не достался князю Владимиру в 978 г. Есть исторические данные, что победа Владимира была связана с борьбой между прохристианской и агрессивно-языческой партиями. Главный противник Владимира, его брат Ярополк, был женат на захваченной в плен Святославом греческой монахине. Убийство же Ярополка агентами Владимира и вокняжение Владимира связано с торжеством агрессивно-языческой политики и единственным периодом в истории Руси, когда были даже человеческие жертвоприношения.

Владимир был, несомненно, государственно-мыслящим человеком. Он покорил и объединил под своим скипетром фактически все восточнославянские, значительную часть финно-угорских и некоторые литовские племена, то есть почти всю территорию европейской части того, что недавно называлось Советским Союзом, за исключением Великого Булгара на Волге и его территорий на восток и юго-восток от Волги. Как государственный муж он понимал, что для скрепления этого конгломерата народов нужна цементирующая его общая идеология, как сказали бы мы сегодня. И вот на главном киевском холме он возводит пантеон языческих богов всех этих племен, имена которых указывают на то, что часть их была финского и литовского происхождения. Но чтобы войти в семью цивилизованных народов Европы, требовалось единобожие. Соседняя Восточно-Римская империя ослепляла своей блистательностью, да и у себя в Киеве крещеные были народом книжным в отличие от неграмотного языческого населения. И вот Владимир решает креститься сам и крестить свой народ.        |

Не будем подробно останавливаться на известной по летописям легенде о выборе веры. Тут важно два момента. Первый - это критерий красоты при решении принять веру от Византии, а не от Запада. «Будучи в соборе Св. Софии в Константинополе, мы не знали, на небе ли мы, или на земле», - якобы сказали послы, вернувшиеся оттуда. И второй момент - это решение принять христианство, а не ислам, который ему предлагали, несомненно, волжские булгары, принявшие ислам почти за 100 лет до крещения Владимира. Ведь стань Владимир мусульманином, тогда вряд ли появилась бы европейская христианская цивилизация. Мусульманские полчища беспрепятственно врезались бы в Западную Европу с трех сторон вилкой: с юга - мавританские полчища, дошедшие, как известно, до Пуатье в южной Франции, сомкнулись бы со среднеазиатскими, булгароволжскими и русскими с северо-востока и турецкими с Балкан. Крещение Руси стало живой, решающей, так дорого обошедшейся России, но воспринятой Западной Европой без всякой благодарности преградой мусульманской агрессии. Так же Византия и балканские славяне, ценой большой крови, потери своей государственности и культурной стагнации, спасли от турецко-исламского нашествия цивилизацию в центре Европы.

Вернемся, однако, к конкретным обстоятельствам крещения. Что касается самого Владимира и его внутренней политики, нельзя этот акт рассматривать исключительно с утилитарно-политической точки зрения. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает разницу в этом смысле между князем Владимиром, с одной стороны, и крещением Польши и Венгрии с другой. Ни св. Стефан, ни Болеслав не внесли каких-либо перемен в свое поведение и политику после крещения. Ни один из них не отличился строительством храмов. Владимир же, согласно летописям, после крещения совершенно меняет и личный образ жизни, и свою внутреннюю политику. Имевший якобы 800 наложниц до крещения, Владимир становится единоженцем после крещения, обвенчавшись с сестрой византийского императора Василия, Анной. Он вводит систему социальной защиты беднейших слоев населения, приказав периодически развозить даровые пищу и одежду для бедных за счет великокняжеской казны. Он приступает к бурному строительству храмов, открывая при них школы и силой заставляя своих бояр посылать в школы сыновей. Наконец, он издает свой церковный устав, который предоставлял Церкви очень широкие гражданские права и полномочия. Десятина всех доходов государства отдавалась Церкви. Церковным судам были подчинены не только духовенство, но все миряне, служившие по церковному ведомству или жившие на землях, принадлежавших Церкви или монастырям. Все преступления нравственного характера - разводы, супружеская измена и пр. были подведомственны церковному суду. Устав запрещал языческое умыкание невест.

Дальнейшее развитие этого устава мы находим в более подробном и уточненном уставе Ярослава Мудрого. В нем, подобно его же «Русской правде», каждому преступлению (в данном случае нравственному) дана денежная оценка с указанием, идет ли штраф епископу или князю. Интересно, что такого разделения на секулярную и сакральную сферы не знало византийское законодательство, где подсудимый или тяжущийся имел право выбора: хочет ли он, чтобы председателем суда был епископ или государственный чиновник. Такое разделение было естественно для Руси, где Церковь представляла собой блистательную Византию, и митрополит Киевский был избранником патриарха и императора византийских, а князь - всего лишь варварским архонтом, по византийской терминологии, т.е. губернатором - наместником византийского царя.

Что, однако, было полностью унаследовано от Византии - так это отсутствие каких-либо институционных ограничений княжеской или царской власти. В уставе говорится о превосходстве христианского нравственного учения над земной властью, но допускается лишь нравственное ее ограничение. Причем эти ограничения распространяются только на христианских подданных князя; что касается язычников, то по отношению к ним власть князя абсолютна. Кстати, эти же идеи можно найти в писаниях бл. Августина, которые впервые были переведены на славянский язык в XVI веке, так что Владимир не мог быть с ними знаком. Очевидно, этот взгляд был распространен среди христиан той эпохи.

Некоторые историки указывают, что семейное право России опиралось на основные положения этих уставов вплоть до революции 1917 г.

 

 

2. Культурологическое и историческое значение принятия христианства на Руси

Теперь  рассмотрим культурологическое значение принятия христианства на Руси, хотя полностью оценить и описать на нескольких листах данный вопрос очень тяжело, т.к. крещение Руси оказало колоссальное влияние на развитие всех сторон жизни русского народа.

Очень знаменательно то, что сам факт Выбора веры, которого мы коснулись вскользь, интересен не только  обращением Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их, прежде всего, поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти "славных и умных" мужей в первой русской летописи - "Повести Временных лет": "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького..." И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.

Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства