Кризис крепостнических отношений в России впервой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе проставлена цель – проанализировать состояние крестьянства в XIX веке до и после проведения реформ Александром II.
Таким образом, в контрольной работе предстоит решить следующие задачи:
Проанализировать кризис хозяйственной жизни .
Проследить положение крестьянства
Проанализировать реформы, проведенные Александром II.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………….……………2
2. Кризис крепостнических отношений в России впервой половине XIX в……..3
3. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром I………………………………………………………………….…...6
4. Заключение …………………………………………………….……………...10
5. Тест ………………………………………………………………………………11
5. Список литературы …………………………………….....…………………....12

Вложенные файлы: 1 файл

История контрольная.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение …………………………………………………………….……………2

2. Кризис крепостнических отношений  в России впервой половине XIX в……..3

3. Подготовка реформ и проведение  социально-экономических преобразований  Александром I………………………………………………………………….…...6

4. Заключение …………………………………………………….……………...10

5. Тест  ………………………………………………………………………………11

5. Список литературы …………………………………….....…………………....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

         Правление  императора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. "Прежняя система отжила свой век". После Крымской войны столкновение традиционных николаевских порядков и новых требований ставило Россию перед необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но в силу особенностей исторического развития, государственного и общественного устройства России радикальные преобразования могли осуществляться лишь при содействии самодержца. После вступления Александра II на престол, причем он, убедившись в нежизнеспособности николаевской системы выступил перед московским дворянством со знаменитой речью (30 марта 1856 г.): "Лучше отменить крепостное право сверху нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу". Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем последовали реформы местного управления, системы судопроизводства, реорганизация армии, реформа финансов, народного

просвещения, цензуры. 
В контрольной работе проставлена цель – проанализировать состояние крестьянства в XIX веке до и после проведения реформ Александром II.

Таким образом, в контрольной работе предстоит решить следующие задачи:

  1. Проанализировать кризис хозяйственной жизни .
  2. Проследить положение крестьянства
  3. Проанализировать реформы, проведенные Александром II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кризис крепостнических  отношений в России впервой  половине XIX в.

 

       В первой половине XIX столетия нарастают процессы разложения феодально-крепостнической системы. Происходило это под влиянием ряда факторов. Развитие товарно-денежных отношений во все времена в разных странах подрывало натуральный характер производства. В России стремление помещиков производить товарный хлеб привело к росту барской запашки, соответственно крестьянские наделы сократились. Сами помещики начали "откреплять" крестьян от земельных наделов и направлять в промысловую деятельность, это привело к тесной связи с рынком.

       Значительную часть крестьян, находившихся вне работы на барской запашке, переводили на оброк. Оброчные крестьяне имели право трудиться на мелких и более крупных промышленных предприятиях, на вспомогательных работах, заработанные деньги отдавали помещику в виде оброка, часть оставляли себе. Таким образом, росла армия наемных работников, хотя бы временных, но это временное состояние длилось годами.

       Зажиточные крестьяне из числа промысловиков и оброчников выкупали себе волю, переходя нередко в число предпринимателей. Наблюдались положительные сдвиги в агротехнике, это увеличивало товарность сельского хозяйства и укрепляло рыночные связи.

       Трудно объяснимым явлением экономического развития России этого времени явился рост барщины в земледельческих губерниях. Дворянская Россия не пошла по пути английских "новых" дворян — джентри. Стремясь продавать хлеб за границу, помещики решали проблему за счет посессионных крестьян, а позже — путем расширения барщины, т. е. отработочной ренты на господских угодьях. Применение труда арендаторов крепостниками исключалось. С середины XVIII в. до середины XIX в. в России удельный вес барщинных крестьян вырос с 56 до 71%, а труд их был менее производительным.

       Таким образом, кризис сельского хозяйства предреформенной России был по преимуществу кризисом барщинной системы.

Одновременно уменьшалась  и доходность оброчного хозяйства помещичьих имений. В условиях начавшегося промышленного переворота и роста фаб-ричного производства традиционные крестьянские промыслы и ремесла не выдерживали конкуренции с мануфактурами и фабриками; сокращались заработки оброчных крестьян и доходность помещичьих имений.

       Уменьшалась и платежеспособность, т. е. спрос населения страны, что сдерживало становление рыночных отношений. Этот заколдованный круг можно было разорвать только отменой крепостного права.

        Решение этой острейшей проблемы неверно сводить лишь к реформе 1861 года. Многое было сделано и с начала XIX в., в правление Александра I, затем Николая I. Декабристы готовились революционным путем свергнуть монархию (или заменить "плохого" царя на "хорошего") и отменить крепостное право, однако в недрах монархического строя зрели реформаторские идеи.

       Вскоре после прихода к власти Александр I в 1801 г. подписал "Именной указ", по которому государственным крестьянам разрешалось покупать землю у помещиков. Одновременно это право предоставлялось и мещанам (городским жителям и купцам), причем речь больше шла о незаселенных землях.

       В 1803 г. появился "Указ о вольных хлебопашцах". По нему помещикам предоставлялось право отпускать своих крестьян на волю. Выкуп в среднем за душу крестьянина составил 100 рублей серебром, или 396 рублей ассигнациями. В целом за 60 лет до реформы 1861 г., с учетом 500 подписанных договоров, вольными хлебопашцами стало 152 тыс. человек. Санкцию на освобождение давало Министерство внутренних дел. В 1808—1809 гг. появились "Указы", ограничивающие помещиков в наказании крестьян, крепостных запрещали продавать в "розницу" и ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Эти "Указы" можно считать частичными реформами, в которых намечался механизм крупномасштабной Крестьянской реформы. Более радикальными были меры по освобождению крестьян, предпринятые в Прибалтике. Крестьяне Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний в 1816—1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости, но без земли. Они становились арендаторами на землях помещиков, это напоминало начавшуюся немного раньше аграрную реформу в Пруссии. Но крестьяне по-прежнему подчинялись помещичьему суду, т. е. оставалась внеэкономическая зависимость.

        Позднее на российских просторах найдется много помещиков, выступавших за освобождение крестьян без земли, т. е. по прусско-прибалтийскому варианту.

        Своеобразным реформированием крепостных отношений была организация с 1816 года военных поселений по инициативе графа Аракчеева. Здесь речь также шла о государственных крестьянах. "Поселенцы", к 1825 г. достигшие 400 тыс. человек, занимались сельским хозяйством, отдавали половину урожая государству и одновременно несли государственную службу. Подробно анализируя подобное реформирование, можно сделать ряд выводов: регламентация жизни крестьян Воинским уставом свидетельствовала о сильном падении в стране в целом производительности труда в сельском хозяйстве, если правительство решило использовать в деревне армейские порядки; "поселенцам" запрещалось торговать, уходить на заработки в промышленность, т. е. Аракчеев невольно проявил себя явным "антирыночником". После смерти Александра I военные поселения просуществовали еще до 1857 г.

       Крестьяне в дореформенной России подразделялись на помещичьих, государственных и удельных. Удельные принадлежали императорской фамилии. Еще в 1797 г. для управления ими был создан Департамент уделов, и бывшие

дворцовые крестьяне стали  называться удельными. В 1858 г. их насчитывалось      1,7 млн человек, из них 838 тыс. мужчин.

        Удельные крестьяне проживали в 27 губерниях, более 50% — в Поволжье; за 60 лет размеры оброка у них выросли втрое, несли крестьяне и другие натуральные и денежные повинности. В литературе нет сведений о частичном реформировании в этой группе крестьян до 1861 г.

       Продолжились попытки реформирования государственных крестьян. Они принадлежали казне и считались свободными сельскими обывателями, их экономическое и правовое положение было значительно лучше, чем у помещичьих крестьян. В состав государственных крестьян в XVIII — начале XIX в. вошли: черносошные крестьяне, проживавшие на свободных землях; экономические крестьяне монастырей; остатки незакрепощенных крестьян Прибалтики, Белоруссии, Закавказья. Эта группа крестьян увеличилась с 6 миллионов в 1796 г. до 9,3 миллионов человек в 1857 г. Феодалом выступало само государство, оно взимало за предоставленные земледельцам участки фиксированные оброки,

а также общегосударственные  и местные налоги.

       Реформирование государственной деревни было продолжено в середине 1830-х гг. П. Д. Киселевым, возглавлявшим 5-е отделение императорской канцелярии. В 1836 г. в пяти губерниях выборочно была проведена проверка положения государственных крестьян. В соответствии с представленным          П. Д. Киселевым докладом Николаю I, 26 декабря 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое сам П. Д. Киселев и возглавил. Государственная деревня была передана из ведения Министерства финансов в ведение вновь учрежденного министерства.

        При проведении в 1837—1841 гг. реформы государственной деревни в ней сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли. Оброки по-прежнему раскладывались по душам мужского пола, но размеры их определялись с учетом доходности крестьянского надела; с этой целью был проведен Земельный кадастр — межевание земель с оценкой их качества. Крестьянам разрешили аренду земли, находившейся в государственном резерве; в наиболее крупных селениях создавались кассы мелкого кредита с выдачей ссуд крестьянам на льготных условиях. На случай неурожаев устраивались "запасные хлебные магазины". 231 тыс. крестьян было переселено в многоземельные губернии с предоставлением им 2,5 млн дес. земли, а 200 тыс. безземельных крестьян получили из госрезерва 1,5 млн дес. земли. До 1857 г. в селах появилось 26 тыс. школ, а также медицинские и ветеринарные пункты; создавались даже образцовые "фермы" для пропаганды новейших приемов агрономии.

        Опыт этой реформы использовался позднее: идеи аренды земли, учреждение сельского кредита, переселенческая политика, создание агрономической и ветеринарной служб нашли воплощение и развитие в реформаторской деятельности П. А. Столыпина в начале XX в. Серьезным недостатком реформы П. Д. Киселева было сохранение общинного землевладения.

         Таким образом, в первой четверти XIX в. Александр I продолжил начатое его отцом Павлом I вмешательство государственных структур в отношения между помещиками и крестьянами. При Николае I во второй четверти XIX столетия экспериментирование по инициативе П. Д. Киселева коснулось положения и государственных крестьян. Но в масштабах страны аграрный кризис нарастал, что вело к ослаблению всей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подготовка реформ  и проведение социально-экономических  преобразований Александром I

 

      Особое место в этом ряду насущных проблем в России в середине XIX в. занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856г. перед моско-вским дворянством, царь во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество.

       Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853—1856) показало уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

       Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории.

За это время была проведена  огромная подготовительная работа. Учреждались  различного рода комиссии на государственном  и местном уровне, рассматривавшие  юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

        Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период.

Информация о работе Кризис крепостнических отношений в России впервой половине XIX в