Кризис постиндустриального общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

Первый этап. В контексте рассматриваемого кейса общественную систему можно рассмотреть как комплекс взаимосвязанных между собой элементов. В этом комплексе центральным является человек с его потребностями, взглядами, мотивациями, действиями, эмоциями, и так далее, а так же созданные им общественные устои, традиции, институции, другое. Связями являются действия, поведения, реакции людей в условиях упомянутых институций. Далее, следует принять во внимание, что развитие общества пришедшего к фазе индустриализации первую очередь завесило от техногенных факторов. Сменивший ее системный кризис индустриального общества выступил как трансформация общественной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

История_3.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Первый этап.

 

Первый этап. В контексте рассматриваемого кейса общественную систему можно рассмотреть как комплекс взаимосвязанных между собой элементов. В этом комплексе центральным является человек с его  потребностями, взглядами, мотивациями, действиями, эмоциями, и так далее, а так же созданные им общественные устои, традиции, институции, другое. Связями являются действия, поведения, реакции людей в условиях упомянутых институций. Далее, следует принять во внимание, что развитие общества пришедшего к фазе индустриализации первую очередь завесило от техногенных факторов. Сменивший ее системный кризис индустриального общества выступил как трансформация общественной системы.

В предшествующей индустриальной фазе общественном обществе социальные группы, по сути, являлись закрытыми, консервативными и инертными. А в индустриальном обществе ситуация координально поменялась – социальные группы стали открытые, пластичные, границы между ними стали размываться, принадлежность человека к той или иной социальной структуре перестала быть принципиальной. Но главное, на первый план стала выходить уникальность, индивидуальность самоидентификации отдельного индивида. И это стало угрозой социальной стратификации общества. Ответом индустриального общества, изначально более открытого, на первый взгляд парадоксально, но стала жесткая структурированность по двум основным типам отношений – отношения к собственности, и производственные отношения. Это определило классическое отношение к индустриальному обществу, как к обществу с доминированием классовой структуры. История с точки зрения деления общества на классы довольно подробно исследована и расписана – она тесно переплетена с историческим взглядом с позиции индустриального общества. Этот этап в общем занимает около 50 лет. Кризис данного периода начинается  с середины 60-х до середины 70-х годов прошлого века. Наиболее характерные события этого времени имеют яркие, в какой-то степени даже поэтические названия «Красный май», «Пражская весна», «Сексуальная революция», Апогея достигло движение за права цветного населения. Хоть этот процесс начался в Америке еще до второй мировой войны, именно в этот период он достиг своего аппагея, порой принимая формы «классической революции». Глобальные перемены принесли и движения за права и свободы женщин. .К середине 70-х годов современникам пришло осознания кризиса сложившихся социальных отношений индустриального общества западного мира. Далее следует установление новых качеств общества, в определенной степени это можно назвать реакцией общества, его трансформацией. Определенные исследователи называют этот период «неоконсервативной революцией». Продолжался этот процесс до конца 80-х годов.

Фактически, движущей силой, запустившей системный кризис индустриального общества, стали социокультурные процессы. Важнейшая составляющая данных процессов – развитие контр культуры, «бунтов молодежи». Именно в этот период если не зародились, то набрали колоссальную популярность и важность воздействия на молодежь рок-музыка, движение хиппи. Одни из самых ярких и неоднозначных проявлений тенденций того времени - «психоделическая революция», «философия LSD». Представители данных «движений» выдвигали идеи о возможности выйти за пределы рационального человеческого осознания, об отказе рамок разума, как от оков повседневности, ограничивающих человека, и подобное. В это же самое время среди ученых и околонаучных кругов появляются новые подходы и стили исследований – когнитивность, синергетика. Позже это назовут постнеоклассической наукой – принципиально новым типом научной школы.

Таким образом на рубеже описанного периода произошли коренные преобразования в социальных и культурных сферах жизни всего западного общества. Естественно, все эти социальные катаклизмы в той или иной степени затронули весь мир и социалистические страны, и страны третьего мира. Однако значительная часть социума даже осознавая сознательно или несознательно кризис имеющихся отношений индустриального общества, с отторжением восприняла большинство происходящих социальных катаклизмов. Несмотря ни на что сохранилась приверженность людей к традиционным ценностям. Более того – радикальные и не всегда положительные перемены в социокультурной среде делало актуальными консервативные и даже реакционные настроения. рассматриваемого периода Таким образом, социальные перемены, вызванные рассматриваемым кризисом оказались более сложными, неоднозначными, и глубинными.

 

Второй этап.

 

Как уже упоминалось выше, движение негритянского населения за равные права и свободы начались еще до второй мировой войны. Предпосылки этого и теоретические основы возникли еще ранее. Практические шаги в этом направлении начали предприниматься в 40-х – 50-х годах прошлого века. Однако активный период данного процесса, полного драматизма начался с начала 60-х годов.

Расовая сегрегация была запрещена в вооруженных силах и на государственной службе еще в 1948-м году. Следующее важнейшее решение в данном аспекте – запрет расовой сегрегации в школах, принятый верховным судом США в 1954-м году. Однако, надо представлять уровень расистских настроений населения Америки того временя, чтоб понимать, насколько медленно и неактивно воплощались данные решения в жизнь, зачастую откровенно саботируясь на всех уровнях. Показательны события 1957 года, прошедшие в Литл-Роке штата Арканзас.

Расистские настроения были особенно сильны на юге США. Вышеупомянутым решением верховного суда должно было происходить совместное обучение белых и цветных детей. Данное решение управлением образования воплощалось в жизнь довольно нехотя и явно медленно, но школьное управление Литл-Рока, все же приступило к выполнению давно разработанного и обнародованного этим же управлением плана совместного обучения в школе для цветных и и белых детей. Согласно разработанного плана, в Центральную среднюю школу в день начала нового учебного года, 4 сентября 1957 года, должны были поступить девять чернокожих учеников. Позднее эти ученики станут известны всему миру как «Девятка из Литл-Рока». К началу учебы ничего не предвещало, что могут произойти крайне серьезное противление воплощению данного решения в жизнь. Тем неожиданнее стал тот факт, что чернокожих детей не допустили к занятиям в назначенный день, окружив школу солдатами нацгвардии. И это произошло по прямуму указанию губернатора штата Орканзс Орвала Фобуса. Перед школой собрались толпы расистски настроенных демонстрантов, призывающих не допустить совместного обучения, и запугивающих негритянских детей. Слышны были призывы к расправам. Школьный совет Литл-Рока несколько дней спустя, выступил с протестом. Самому президенту Дуайту Эйзенхауэру пришлось обратиться непосредственно к губернатору с призывам не нарушать решение Верховного суда США. Событие получило всеобщую огласку, все масмедиа страны были прикованы к Литл-Року. Но несмотря ни на что 23 сентября чернокожих школьников снова не пустила в школу агрессивно настроенные протестующие. Для сопровождения чернокожих школьников на занятия и обеспечения выполнения решения суда, по ходатайству мера города были привлечены бойцы 101-й воздушно-десантной дивизии США. Учеба «девятке» в средней школе давалась крайне нелегко. На протяжении всего пребывания в школе они оставались объектами, нападок, насмешек, издевательств и провокаций. Одна из учениц покинула школу – ее исключили за то, что ответила своей агрессивной обидчице. Остальные чернокожие ребята, все-таки перенесли все тяготы и окончили обучение в школе. В 2007 году в Литл-Роке в их честь девяти темнокожих школьников был возведен монумент, а монетный двор отчеканил серебряный доллар в честь описываемого события.

Но активная фаза негритянского движения началась в начале 60-х. Истинным его лицом стал Мартин Лютер Кинг. Изначально это движение носило сугубо мирный, ненасильственный характер. Ему явно симпатизировали представители демократических, сил, бывшие у власти в то время. В это период были приняты соответствующие законопроекты о гражданских правах, и об избирательных правах. А вот законопроект о позитивной дискриминации, предполагающий различные льготы и пособия для групп населения, подвергавшихся расовой дискриминации в прошлом является более неоднозначным. Определенно, он сыграл свою роль в росте консервативных взглядов среди белого населения США к концу 60-х годов и к радикализации негритянских движений. Наблюдался резкий рост массовых беспорядков на данной почве, увеличение числа экстремистских группировок. В конце 60-х, начале 70-х при президенте Никсоне, развернувшего активную борьбу с негритянскими радикалами и экстремистами, актуальность данного движения стала спадать.

Тем не менее, все достижения «цветной революции», одним из главных символов которой является «Девятка из Литл-Рока», остались незыблемыми и по сей день.

 

 

Третий этап.

 

1) Что послужило движущей  силой, побудившей негритянское  население Америки в 60-х годах  начать активно и масштабно  отстаивать свои права?

2) Как именно экономические и социальные процессы происходившие в это время во всем западном обществе повлияли на «расовую» революцию 1960-х?

3) Попытайтесь смоделировать  возможные варианты развития  событий, если бы власти поступили  бы следующим образом:

А) не решились бы в Литл-Роке в 1957г применить силу и пошли бы на уступки расистски настроенной части населения;

Б) во второй половине 60-х не возобладали бы консервативные настроения и власти и далее уступали бы всем требованиям негритянских движений.

4) Могут ли быть разные точки зрения на исполнительный указ № 11246, вводивший систему позитивной дискриминации?

5) Как по вашему мнению  были взаимосвязаны и влияли друг на друга негритянские движения и другие молодежные движения?

 

 

Из книги Нитобург Э.Л. «Гроздья гнева»

 

Уже в начале 1945 г., по мере того как становилось ясно, что война в Европе шла к концу, среди темнокожих американцев стал расти страх потерять работу в связи с неизбежным по окончании войны переводом экономики на мирные рельсы. Огромная концентрация их к этому времени в оборонной промышленности делала эти опасения весьма реальными. В 1945 - начале 1946 г. в пяти из обследованных Комитетом по обеспечению справедливого найма на работу семи центров военной промышленности гораздо большая доля темнокожих рабочих, чем белых, потеряла работу. Получить же новую темнокожий имел гораздо меньше шансов, чем белый рабочий. В начале 1946 г. комитет практически свертывал свою деятельность и вскоре был ликвидирован. В феврале 1946 г. почти 25% всех заявок на рабочую силу в частном секторе и 10% - на государственную службу несли на себе печать расовой дискриминации1. Уровень безработицы среди темнокожего населения снова стал расти. Если темнокожему американцу и удавалось найти новую работу, то чаще уже не на том квалификационном уровне, что в годы войны. Ясно, что после того обучения, которое он прошел, квалификации и опыта, которые он приобрел за эти годы, даже такой темнокожий американец не был удовлетворен.

 

 

Из книги Брэдли Л. «Черно-белый» мир полон нюансов»

 

Активная борьба с расизмом началась в США после Второй мировой войны. Сторонники расизма считали, что они отстаивают правое дело. Белые южане «приветствовали» черных демонстрантов плакатами: «Неужели вы думаете, что вы нам ровня?»

В это время сегрегация прочно вошла в жизнь американского общества. Она наблюдалась как в духовной сфере (одни церкви для белых, другие - для черных), так и в повседневной жизни (одни туалеты «Для белых леди», другие - «для черных женщин». «Для белых джентльменов» и «для черных мужчин»).

Разделение на черных негров и белое население наблюдалось даже во время войны. Черные и белые люди служили в разных частях. Даже донорские пункты были сегрегированы: раненым переливали кровь их расы.

Затем солдаты возвращались в Алабаму, в Джорджию, в Миссисипи, в свои города, на свои фермы. Солдаты, подавлявшие расизм в Европе, должны были вновь осознать свою второсортность - магазины для черных, питьевые фонтанчики для черных, школы для черных. Но осознать это теперь было невозможно.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Брэдли Л. «Черно-белый» мир полон нюансов // Дружба народов. 1997. № 6. С. 167 - 175.
  2. Королева А.П. Негритянские выступления 1960-х годов в США // Вопросы истории. 1973. № 12. С. 23 - 35.
  3. Нитобург Э.Л. «Гроздья гнева»
  4. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория Минск, БГЭУ, 2008 г.
  5. Лобкович Э.И. Экономическая система общества. М.,2007

Информация о работе Кризис постиндустриального общества