Новая
религия. Русь - христианства. Местоположение
Руси между Востоком и Западом, перекрест
влияние на нее различныхых цив-ций оказало
плодотворное воздействие на дух жизнь
и культуру русс нар. По пути с юга, из Византии,
христианство стало проникать на Русь
задолго до его офиц-го утверждения, что
во многом предопределило выбор князя
Владимира, так же как до него - княгини
Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда
и Лира. Т.о., тесные эконом, полит и культ
связи с Византией, достаточно жестко
обусловили выбор новой религии.
Важно было и другое – религиозной психологией
народа, особенностями сто художественно-эмоционального
восприятия мира. «Повесть временных лет»
содержит обширный рассказ о сомнениях
Владимира и его бояр при выборе веры.
Конечное решение - выбор христианства
византийского обряда - следующие причины
– красивые обряды. Около 988 г. Владимир
крестился сам, крестил свою дружину и
бояр и под страхом наказаний заставил
креститься киевлян и всех русских вообще.
В Новгороде тот же Добрым, который учреждал
культ Перуна теперь крестил новгородцев.
Формально Русь стала христианской. Язычество
начало свой долгий путь слияния с христианством.
Служители древней религии - волхвы упоминаются
в летописях еще в XII в. как организаторы
киевского восстания 1113 г.
Христианизация не единственный определяющий
фактор культурной эволюции русского
народа. Несмотря на то, что почти всё культ.
часть Киевской Руси находились в орбите
христианской мысли –можно обнаружить
глубокое их родство с наследием архаики:
заставки-инициалы книг и летописей, скульптурные
орнаменты соборов, строй церковных песнопений.
культура Киевской Руси -сформировала
самобытность и самостоятельность.
Письменность и образование. создание
во второй половине IX века слав письменности
на основе греч-ого уставного письма с
добавлением неск букв. Создание письм
связывают с именами братьев Кирилла и
Мефодия, прибывших из по пригл-ию кн Ростислава
с миссионерскими целями в 863 г. Они создали
славазбуку, перевели на нее книги Священного
Писания. В X в. уже использования кириллицы
на Руси. Договор 911 г. между Олегом и Византией
был написан на двух языках - греческом
и славянском. Новгородские берестяные
грамоты-с XI в.
Наиболее распространена грамотность
была среди городского населения. Лика,
сестра Владимира Мономаха, в Киеве создала
женский монастырь, а при нем девушек.
Появились школы высшего типа - государственной
и церковной службе. Одна из таких школ
была при Киеве-Печерском монастыре. Среди
князей и их семей было распространено
знание иностранных языков.
Древнерусская литература в первой половине
XI века в среде господ-его класса. В Древней
Руси большую роль в литературном процессе
играла церковь. Материалом для письма
служил пергамент, телячья кожа особой
выделки. Бумага окончательно вытесняет
пергамент только в XV--XVI вв. Писали чернилами
и киноварью и вплоть до XIX в. использовали
гусиные перья. Тип древнерус книги - объемистая
рукопись, составленная из тетрадей, сшитых
в дерев переплет, обтянутый тисненой
кожей. Уже в XI- роскошные книги с киноварными
буквами и худ миниатюрами..
В основу литературного языка лег живой
разговорный язык Древней Руси. Вся древнерусская
литература делится на две части: переводную
и оригинальную. Перевод рассматривался
как часть собственной национальной словесности. Переводились
также произвед массовой культ.
Наибольшей популярностью пользовалась
Псалтырь, богослужебная и толковая.
Первые оригинальные сочинения в кон
XI - нач XII вв. Среди них такие выдающиеся
памятники, как «Повесть временных лет»,
«Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия
Печерского», «Слово о законе и благодати».
Жанровое разнообразие древнерусской
литературы XI-XII вв. невелико: летописание,
житие и слово.
Архитектура. Под большим воздействием
церкви находился и другой вид древнерусс
искус - архитектура. христианство - нач
широкое строит-во культовых зданий, церквей
и монастырей. Одним из первых центр монастырей
был Киево-Печерский, основ в сер XI в. Антонием
и Феодосием Печерскими. После принятия
христ в кон X в. на Руси началось каменное
строительство. Первые сооружения такого
типа были построены византийскими мастерами.
В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная
церковь Успения Богородицы. На ее содержание
была отпущена десятая часть доходов князя.
Во время Батыева нашествия в 1240 г. она
была разрушена. Археологические раскопки
и исследование руин этого древнейшего
храма Руси, осуществленные М.К. Картером,
позволили установить, что эта постройка
площадью около 900 м*, увенчанная, по словам
летописи, 25 верхами, т. е. главами, была
грандиозной по замыслу и исполнению.
Также многоглавым был 13-верхни Софийский
со- Софийский собор в Киеве бор в Киеве,
возведенный во времена Ярослава Мудрого.
Одноименность соборов Киева и Константинополя
призвана была утвердить равенство Руси
с Византией. Археологические раскопки
обнаружили, что храм был окружен крепостной
стеной митрополичьего замка. Софийский
собор - памятник не только зодчества,
но и искусства изобразительного. Во внутренних
помещениях собора сохранились мозаики,
мозаичным был и пол. Многие фрески написаны
на русские сюжеты: изображена семья Ярослава
Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи пляски,
борьба ряженых, охота на медведя.
В 30-е годы XI в. были построены каменные
Золотые ворота с надвратной церковью
Благовещения. В этом же веке были Софийский
собор в Новгороде построены храмы в Полоцке,
Чернигове, Выдубицком и Киева-Печерском
монастырях. В Выштороде под Киевом в честь
первых русских святых - князей Бориса
и Глеба - возводится грандиозный храм
площадью около 600 м. Вьшающимся произведением
зодчества Киевской Руси стал Софийский
собор в Новгороде (1045--1050), в архитектурном
облике которого уже угадываются некоторые
черты будущего новгородского архитектурного
стиля. Он значительно строже киевского,
имеет пять куполов, расположенных в симметрическом
порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные
из местного известняка стены. В интерьере
нет ярких мозаик, а только фрески, но не
такие динамичные, как в Киеве, и избыток
орнаментальных украшений языческой древности
с ясно проглядывающимся рисунком узелкового
письма.
Искусство ремесла. Киевская Русь была
страной высокоразвитого ремесла: гончарного,
металлообработки, ювелирного. В X в. появляется
гончарный круг, и на всей территории прежнего
Киевского государства археологи до сих
пор находят великолепные шиферные пряслица,
грузики для веретен. К середине XI в. относится
первый известный меч с русской надписью
«Людота ковал», с этого времени русские
мечи встречаются в археологических раскопках
в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии.
Ювелирная техника русских мастеров была
очень сложной, а'изде- лия Руси пользовались
большим спросом на мировом рынке того
времени. Многие украшения выполнены в
характерной технике зерни (на изделие
напа- ивался узор, состоявший из множества
шариков). Применялась также скань: рисунок
наносили тонкой проволокой, напаянной
на металлическую поверхность, а промежутки
между сканными перегородками заполняли
разноцветной эмалью. Так получались высокоценные
ювелирные изделия, выполненные в технике
перегородчатой эмали, типично русские
украшения.