Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:43, реферат
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Культура Киевской Руси
5
1.1 Письменность, образование, школы.
10
1.2 Летописи.
11
1.3 Литература.
11
1.4 Архитектура.
12
1.5 Искусство.
13
2. Прикладное искусство
15
Заключение
22
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История отечественного государства и права»
на тему: «Культура Киевской Руси»
Выполнил:
студент юридического факультета
49у поток
Ефимов Виталий Николаевич
Проверил:
старший преподаватель
Годнева А,А.
Нижний Новгород
2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Культура Киевской Руси |
5 |
1.1 Письменность, образование, школы. |
10 |
1.2 Летописи. |
11 |
1.3 Литература. |
11 |
1.4 Архитектура. |
12 |
1.5 Искусство. |
13 |
2. Прикладное искусство |
15 |
Заключение |
22 |
Список использованной литературы |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и. т.д.
На развитие русской культуры влияло
также то, что Русь складывалась
как равнинное государство, открытое
всем как внутриплеменным
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
1. Культура Киевской Руси
Общие условия развития культуры. В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород) в единое государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Первые киевские князья (Олег,
Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить
Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.
Бояре и князья владели вотчинами (отчина, т.е. отцовское владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов. Главная причина заключалась в том, что основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Иногда князья превышали размер дани, за что князь Игорь, например, поплатился жизнью и последовала жестокая месть его жены – княгини Ольги. Наверное, не случайно, именно Ольга отменила «полюдье» (поход за сбором дани) и установила «уроки» – определенный размер дани.
Собранной данью Великий князь расплачивался с боярами, дружинниками, церковью.
Складывается
Основную массу населения, конечно, составляли крестьяне (смерды). При чем, на Руси долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя, платили ему установленную дань и, следовательно, были больше заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы (холопы и челядь), лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.
Основными центрами экономического и
культурного развития по-прежнему
остаются города. С созданием единого государства,
усилением внешнеэкономических связей
быстрыми темпами развивается ремесленное
производство. Киевская Русь славилась
своими мастерами в прикладном, декоративном
искусстве, которые в совершенстве владели
различными техниками: сканью, эмалью,
Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».
Православие внесло серьезные корректировки в общественное сознание. Окружающий мир, устройство человеческого общества объявлялись как раз и навсегда богоустановленный порядок (в том числе и земное материальное и социальное неравенство, и, вообще, думать нужно было не о земном, а о небесном). Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).
Простому человеку в этой иерархии ценностей отводилась самая нижняя ступень. Он – «тварь», творение божье. Христианство отменяет дикие языческие традиции – жертвоприношения, сожжение, месть за убийство сородича и т.п. Предлагаются новые морально-нравственные нормы, среди которых главная – любовь к ближнему. На первое место христианская церковь поставила любовь к богу, любовь человека ради человека полностью исключалась. В основу новой веры был положен страх, страх перед богом, который все видит, за все спросит.
Христианские идеи глубоко проникают в народное сознание. В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут византийский аскетизм, требование абсолютной подчиненности богу и правителю, славяне сумели сохранить свою относительную свободу. Закономерно, что православие этого периода называли «оптимистичным», Владимира Крестителя – «ласковым князем», «красным солнышком». Это было время двоеверия, когда древние языческие традиции довольно мирно уживались с новой верой.
Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.
Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.
Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.
Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.
Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность претензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге императора Константина, объявившего христианство государственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских проповедников и не видел чудес, совершаемых «именем Христовым». Илларион подводит слушателей к выводу о необходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был существенно поднять авторитет инезависимость русской церкви.
Устное народное творчество. В собственно славянских книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А. Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».