Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 11:22, реферат
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была сокровищницей и хранительницей исконной, самобытной великорусской культуры. «В истории русского искусства средних веков (XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Культура Новгородской республики………………………………………………………………………………..5
Живопись Новгородской феодальной республики…………………………………………………………7
Архитектура Новгорода…………………………………………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..............10
Список используемой литературы………………………………………………………………………………………..11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Культура Новгородской республики
Искусство Новгородской
республики занимало одно из самых
видных мест в культуре средневековой
Европы. Великорусское искусство
в значительной степени сформировалась
в Новгородской земле. Новгородская
республика на протяжении длительного
времени была сокровищницей и
хранительницей исконной, самобытной
великорусской культуры. «В истории
русского искусства средних веков
(XIII–XV) Новгороду принадлежит первое
место. Здесь сформировался и
в наибольшей чистоте сохранился
великорусский тип, вдали от татарской
неволи и крепостного рабства. Здесь
и сейчас фольклористы находят лучшие
песни и былины, старинные костюмы
и интереснейшие памятники
Своей оригинальностью новгородская культура отличалась от культур и Запада, и Востока. «Для всего мира Новгород — это блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры. Его значение в том, что он оберегал Русь не только в военном отношении, но еще в большей мере в отношении культурном: от растворения в культурах Востока и Запада». Самобытность выделяла новгородскую культуру и среди культур других русских земель.
С начала XIV века
разгорается борьба за первенство на
Руси между Тверью и Москвой. «Новгород
долго пытался отстаивать свою независимость
от великокняжеской власти, используя
соперничество Твери и Москвы.
Именно поэтому в зодчестве, как
и в живописи, Новгород продолжал
идти своим путем, не только развивая
старые художественные традиции, но и
подчеркнуто противопоставляя свое
искусство тем новым
Новгородцы были тонкими ценителями искусства. Их летописи, в отличие от других отечественных и зарубежных хроник, изобилуют сведениями обо всех хоть сколько-нибудь значимых событиях культурной жизни Великого Новгорода. «Я не допущу преувеличения, — писал Д. С. Лихачев, — если скажу, что основным героем литературных произведений Новгорода были памятники зодчества и живописи. Редкое крупное здание в Новгороде не имело легенды о своем возникновении, не имело своей истории, зафиксированных в летописи сведений о себе. А с другой стороны, редкое произведение новгородской литературы не было связано с теми или иными памятниками».
«Если мы внимательно присмотримся
к новгородской письменности, то увидим,
что вся она пронизана
В новгородской
литературе существовал жанр, посвященный
описанию далеких стран. Авторы так
называемых «хождений» всегда подробно
рассказывали о культурных достижениях
других народов. В своих произведениях
новгородцы-путешественники
«Историки литературы многократно
отмечали в литературе Новгорода
ее простоту, деловитость, отсутствие
украшенности, любовь к бытовому просторечию,
трезвый практический ум и здравость
понятий. И действительно, сравнительно
с литературами других областей литература
Новгорода одна из самых простых,
как просты и естественны памятники
новгородского зодчества. Однако за
этой внешней непритязательностью
кроется настоящее чувство
Живопись Новгородской феодальной республики
О русской средневековой живописи сейчас в основном судят по образцам новгородского искусства. «Почти половина памятников русской живописи XI–XV веков, о происхождении которых мы можем судить с большей или меньшей уверенностью, — новгородские». Иконы, написанные новгородскими мастерами, являются украшением лучших музеев мира. Тысячи людей во многих странах знакомятся с достижениями древнерусской культуры именно благодаря этим образцам новгородского искусства.
«Живопись — эта та область, в которой наша раннесредневековая художественная культура превосходила западноевропейскую. Западные средневековые соборы, романские и готические, применяли живопись в ограниченных размерах. Русские, как правило, непременно декорировались мозаиками или фресками. Новгород в XI–XII веках был уже одним из крупнейших русских художественных центров. Начиная с самого древнего памятника, каменного Софийского собора, декорированного и мозаичной, и фресковой живописью, почти все новгородские соборы и церкви… украшались стенною росписью». Эта тенденция была продолжена и в последующие века. Причем художественное мастерство выполнения фресок, по словам академика Лихачева, не имело себе равных. «По мастерству исполнения, по изумительному обилию и сохранности образцов новгородские фрески второй половины XIV века не имели себе равных в Европе. Живопись эпохи Предвозрождения была представлена в Новгороде лучше и полнее, чем в самой Византии или в Италии… Всемирную известность получили новгородские иконы второй половины XIV–XV веков». Можно только предполагать, какой еще высоты достигло бы новгородское искусство, если бы не погром, который пережил Новгород после присоединения к Москве. В XVI веке в Новгороде еще создавались неподражаемые шедевры искусства, но к XVII веку этот источник древнерусской культуры иссяк окончательно. Все его великие достижения становятся лишь памятниками русской православной цивилизации.
Архитектура Новгорода
Издревле новгородцы по всей Руси славились как самые искусные плотники. Новгородские мастера создали немало архитектурных шедевров из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили и строительство из камня. Так, в 1044 году новгородский князь Владимир Ярославич возвел каменные стены центральной крепости Новгорода — Детинца. В 1045 году он же заложил первый каменный храм — Святую Софию.
«Детинец
и София стали навсегда центром
города, его самой монументальной
и характерной частью. Зодчие начала
XII века стремятся уравновесить в
городской застройке
В последующие
века новгородцы при строительстве
города бережно придерживались гармоничной
архитектурной композиции и демонстрировали
всему миру умение «архитектурно
согласовывать между собою
Виднейший отечественный
археолог В. Л. Янин вспоминал: «В 1947 году
моя полевая практика началась на
небольшом раскопе внутри новгородского
Софийского собора, в подкупольной
его части. За девятьсот лет его
существования в нем
И. Э. Грабарь Считается знатоком древнерусского искусства. Однако, как видим, ошибаются и признанные авторитеты. Хорошо бы помнить об этом некоторым историкам, до сих пор тиражирующим мнение И. Э. Грабаря о новгородской архитектуре.
Впитав лучшее из европейского
и византийского искусства, новгородцы
создали собственную