Введение
Необычайный взлет
отечественной культуры в первой половине XIX в.
позволил назвать это время ее «золотым
веком». Если в экономическом и социально-политическом
развитии Россия отставала отпередовых
европейских государств, то в культурных
достижениях она не только шла вровень
с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры
в первой половине XIX в. опиралось на преобразования
предшествующего времени. Проникновение
элементов капиталистических отношений
в экономику усилило потребность в грамотных
и образованных людях. Города стали основными
культурными центрами. Новые социальные
слои втягивались в общественные процессы.
Культура развивалась на фоне все возрастающего
национального самосознания русского
народа и в связи с этим имела ярко выраженный
национальный характер. Существенное влияние
на литературу, театр, музыку, изобразительное
искусство оказала Отечественная война
1812 г.
Однако консервативные
тенденции в политике императоров Александра I и
Николая I сдерживали развитие культуры.
Правительство активно боролось с проявлениями
передовой общественной мысли в литературе,
публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало
широкому народному образованию. Крепостничество
не давало возможности пользоваться высокими
культурными достижениями всемунаселению.
Культурные запросы и потребности верхушки
общества были иными, чем у народа, у которого
складывались собственные культурные
традиции.
1. Славянофилы
Славянофилы - представители
национального дворянско-либерального
направления (идеологами которого были
братья И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские,
А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) -
видели реальные перспективы развития
России только в самобытном,
исконно русском, исторически сложившемся
русле.
По их мнению, европейские
и русские пути развития не совпадали.
Особенностью России была община (которая
трактовалась ими весьма неопределенно)
с традициями общинного землепользования
и мирского самоуправления, а также истинный
вид христианства, православие, глубоко
проникшее в сознание русского человека.
При этом помещичья власть в деревне носила
патриархальный характер.
Естественное развитие
России должно протекать постепенно и
"неприметно", без социальных конфликтов,
ибо между государством и народом исконно
существовала гармония (нарушенная в петровскую
эпоху). Возвращение к допетровским традициям
русской жизни виделось ими как гарантия
благополучия страны.
Вместе с тем славянофилы
сознавали необходимость политических
перемен, связывавшихся ими с созывом
Земского собора (с обязательным сохранением
самодержавия), расширением местного самоуправления,
изменением в системе судопроизводства.
Ратовали они за введение гласности и
отмену телесных наказаний.
Интерес славянофилов
к особенностям русской жизни стимулировал
изучение в эти годы национальной культуры.
Либеральный характер
носило и западничество (П.В.Анненков,
В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин,
В.Ф.Корш, С.М.Соловьев). Сторонники этого
направления доказывали, что Россия идет
по тому же буржуазному пути, что и европейские
страны. Они более решительно, чем славянофилы,
выступали за проведение в стране буржуазных
реформ. Политическим идеалом западников
был буржуазный парламент в рамках конституционной
монархии. Так же как и славянофилы западники
хотели осуществить преобразования сверху,
без революционных потрясений.
У истоков русской
революционно-демократической идеологии
стояли А.И.Герцен и В.Г.Белинский.
В 1842-1843 гг. Герцен пишет
цикл философских работ "Дилетантизм
в науке", а несколько позднее, в 1844-1846
гг., свой основной философский труд "Письма
об изучении природы", в которых предстает
как последовательный материалист и сторонник
социалистического строя, воплощавшего
единство человеческого бытия и разума.
Годы ссылки оказали
заметное влияние на мировоззрение А.И.Герцена.
В 40-е годы по своим убеждениям он был вполне
сложившимся демокрагом, революционером
и социалистом. Человек с такими убеждениями
в николаевской России не мог найти применения
своим силам, и в 1847 г., в канун революции
во Франции, Герцен уезжает из России.
Начало французской революции воодушевило
его, он был полон веры в демократическую
Европу, ее победу над реакцией. Однако
последовавшее вскоре после этого поражение
революционных сил породило в Герцене
глубокий пессимизм. В 5О-е годы создается
теория "русского социализма". Герцен
увязывает будущее человечества с Россией,
которая, по его мнению, придет к социализму,
минуя капитализм. Важную роль в этом должна
была сыграть община, хранившая в себе
начало социалистического общества. Будущий
социалистический строй в России должен
был установиться после отмены крепостного
права, с развитием общинных начал в сочетании
с утверждением демократ тической республики.
На 40-е годы приходится
расцвет деятельности выдающегося публициста
и литературного критика России В.Г.Белинского.
С 1839 г. он приезжает в Петербург и начинает
работать в "Отечественных записках".
Важную роль в формировании демократических
и материалистических взглядов Белинского
сыграло в эти годы его общение с Герценом.
Основным условием всех преобразований
в России Белинский видел в отмене крепостного
права и ликвидации существовавшего сословного
и политического строя. "Вопросом вопросов"
становится для него идея социализма.
В своем знаменитом "Письме к Гоголю",
написанном незадолго до смерти, Белинский
сформулировал революционно-демократическую
программу-минимум на 40-е годы, включавшую
отмену крепостного права, прекращение
телесных наказаний и элементарное соблюдение
законов в стране. Ранняя смерть в 1848 г.
оборвала творчество В.Г.Белинского, которому
не было тогда и 40 лет.
Важную роль в формировании
и распространении социалистических и
революционных идей сыграли кружки петрашевцев
(по имени основателя одного из них, переводчика
Министерства иностранных дел М.В.Бутатевича-Петрашевского).
С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам
превращалась в своего рода политический
клуб прогрессивной интеллигенции, в котором
обсуждались самые злободневные вопросы.
Членами кружка были М.Е.Салтавов, А.Н.Плещчев,
А.Н.Майков, Ф.М.Достоевский, В.А.Милютин
и многие другие (в течение нескольких
лет на заседаниях кружка побывали сотни
человек). Постепенно стали возникать
и кружки-филиалы.
Предметом горячих
споров и обсуждений становилась здесь
политика правительства, возможностн
и пути социальных преобразований в России.
Среди окружения Петрашевского были популярны
социалистические взгляды, обсуждалась
возможность организации революционного
выступления, в котором движущей силой
должны были стать народные массы (восстание,
вспыхнув на Урале, распространялось на
Поволжье и Дон, с последующим движением
восставших на Москву). После свержения
самодержавия предполагалось провести
широкие демократические реформы. Фактически
кружки петрашевцев стояли на дороге создания
тайной организации с революционно-демократической
программой. Однако этим планам не суждено
было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам
провокатора начались аресты, 21 участник
кружков (в том числе Буташевич-Петрашевский
и Достоевский) были приговорены к смертной
казни, в последний момент замененной
на каторгу.
Кружки петрашевцев
продолжили дальнейшее развитие общественного
движения в России, они явились промежуточным
звеном на пути к новому, разночинскому,
революционно-демократическому этапу.