Культура России в XVIII в. Политическая система СССР в 30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявление сущности тоталитарной системы как характеристике политической системы СССР в 30-е гг. Объектом данной работы является государственное устройство СССР в 30-е годы. Предметом исследования - развитие и укрепление командно-административной системы управления в этот период. Цель данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в 30-х гг. Задачей исследования является рассмотрение основных направлений развития государственно-административных реформ в СССР в 30-е годы.

Содержание

Введение 3
1 Культура России в XVIII в. 4
1.1 Просвещение 4
1.2 Русская наука 7
1.3 Музыка 10
1.4 Опера XVIII века 14
1.5 Народное творчество 15
1.6 Дворянская культура. Классицизм и сентиментализм 16
2 Политическая система СССР в 30-е гг. 19
2.1 Исторические особенности модернизации общества в 30-е годы 19
2.2 Основные направления реформ государственного управления в 30-е гг. 20
Заключение 34
Библиографический список 36

Вложенные файлы: 1 файл

контр.история.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ»)

 

 

Кафедра ВИиМО

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

На тему: Культура России в XVIII в. Политическая система СССР в 30-е гг.

 

По дисциплине «История»

 

 

 

 

Исполнитель

студентка группы

171 сб-2

 

 

 

А.В. Филина

№ зачетной книжки

117588

   

 

Проверил

   

доцент, к.и.н.

М.Я. Харитонов

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1 Культура России  в XVIII в.

 4

   1.1 Просвещение

4

   1.2 Русская  наука

7

   1.3 Музыка

10

   1.4 Опера  XVIII века

14

   1.5 Народное  творчество 

15

   1.6 Дворянская культура. Классицизм и сентиментализм

16

2 Политическая система СССР в 30-е гг.

19

   2.1 Исторические  особенности модернизации общества 

в 30-е годы                                          

 

19

   2.2 Основные направления реформ государственного

управления в 30-е гг.

 

20

Заключение

34

Библиографический список

36


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

1 Культура России XVIII в.

Цель – рассмотреть  историю русской культуры в XVIII в., причины ускоренного развития русской культуры в этот период. Актуальность темы подтверждается происходящим переходом от средневековья к культуре нового времени; все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В новый период вступает русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетий знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего «еретического», «западного» (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики.

2 Политическая система СССР в 30-е гг.

30-е годы –  это важный период в истории  нашей страны; время, когда произошли  не только количественные, но  и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений, с социализмом. Изучение истории этого времени имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны, ее государственности, экономики, духовной культуры, внешней политики.

Цель данной работы - выявление сущности тоталитарной системы как характеристике политической системы СССР в 30-е гг. Объектом данной работы является государственное устройство СССР в 30-е годы. Предметом исследования - развитие и укрепление командно-административной системы управления в этот период. Цель данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в 30-х гг. Задачей исследования является рассмотрение основных направлений развития государственно-административных реформ в СССР в 30-е годы.

1 КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII В.

 

 

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

 Петровские преобразования  в корне изменили весь строй  культурной и общественной жизни России. Рушатся старые «домостроевские» обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в  развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

 В общем пути исторического  развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода [4]:

- первая четверть века, связанная с реформами Петра; 

- эпоха 30-60-х годов,  ознаменовавшаяся дальнейшим ростом  национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

- последняя  треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

1.1 Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений  и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и  вместе с тем ее отставание по сравнению  с Западной Европой: в Англии в  конце XVIII в. насчитывалось в одних  только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Социальный  состав учащихся в общеобразовательных  школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в  развитии просвещения в России сыграли  так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе.  Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе.

Второй тип  школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование, и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Необходимо  трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе» [9, c. 123].

1.2 Русская  наука

Предшествовавшее  развитие русского общества подготовило  великие достижения XVIII в., когда  русская наука, освобождаясь от пут  средневековья, переживала своеобразное Возрождение. В Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли.

Исследования  ученых-иностранцев, приглашенных в  Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их грудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России [12, c. 183].

Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них особенно выделяются гениальные догадки и открытия М. В. Ломоносова. Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки - астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб [1, c. 236].

М. В. Ломоносов  выступил в качестве ученого-новатора также и в области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую древность». Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.

Реформа русского стихосложения, начатая В.К. Тредиаковским, завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.

Труды Ломоносова намного опередили его время; все величие научного подвига этого «архангелогородского мужика» было осознано в полной мере значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили известность за границей, он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук.

Открытия ряда русских ученых составили золотой  вклад русской науки в мировую. Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В.М. Севергин много сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. Имена С.И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа И.И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири.

Информация о работе Культура России в XVIII в. Политическая система СССР в 30-е годы