Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:10, контрольная работа
К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.
Задание 21.
Культура России в первой половине ХIХ века
Общие условия развития русской культуры.
К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.
В огромном государстве отсутствовали элементарные права и свободы. Век Просвещения привнес в наше отечество западноевропейские идеи «свободы, равенства, братства», в ХIХ веке эти идеи полностью овладевают умами и сердцами россиян.
Катализатором, усилившим свободолюбивые настроения стала Отечественная война 1812 г. Разгром Наполеона воспринимался как общая национальная победа. По воспоминаниям современников, появилось ощущение независимости и силы. Крестьяне, вынесшие на своих плечах основные тяготы войны, крестьяне – победители, побывавшие за границей, увидевшие совсем иную жизнь, вернулись к тому же бесправному состоянию. Они справедливо ожидали перемен, ждали волю.
В дворянских кругах появляется вера в особую миссию русского народа – объединителя евразийства, а крепостное право и отсутствие свобод воспринимается как свидетельство глубокой отсталости и дикости страны. Победа вселяла веру в великую Россию, где государство и народ могут быть сплочены и едины. Многие надеялись увидеть «рабство, падшее по манию царя».
Александр I пообещал реформы, но они постоянно откладывались, что стало основной причиной выступления декабристов на Сенатской площади. Иллюзии на скорые перемены начали рассеиваться, но их ожидание остается главным в настроениях российского общества, порождает массу споров о будущем России, раскалывает мыслящую интеллигенцию – одни ей предрекают западный путь развития, другие спасение видят в возрождении национальных традиций. В сконцентрированном виде эти идеи получили воплощение в двух течениях – западников и славянофилов.
Таким образом, в России первой половины ХIХ в. столкнулись две непримиримые тенденции – стремление к реформам, свободе, с одной стороны, и не только не желание, но и паническая боязнь каких либо перемен, с другой. Эта противоречивость нашла отражение во всех областях культурной жизни страны.
Развитие просвещения и образование в стране. Творчество Н.М. Карамзина.
В конце XVIII – первой половине XIX в.сложилась замкнутая сословная система образования. Высшее образование было доступно фактически только привилегированным сословиям. В 1827 г., по распоряжению Николая I, был категорически закрыт доступ крепостным в средние и высшие учебные заведения. Студенты на 60–70% являлись дворянами.
Все образовательные учреждения
и программы находились под строгим правительственным
контролем. Насаждалось религиозно-
Сильно отставало развитие начального народного образования. Для крепостных крестьян школьное обучение вообще не было предусмотрено. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Начальник III отделения и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф фактически повторил слова Екатерины Великой: «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти».
Но экономические потребности страны вынуждали правительство постепенно увеличивать число учебных заведений. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I особо покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
Основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, играли университеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.
Для городского населения недворянского
происхождения создавались средние учебные
В первой половине века продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».
Особое значение для просвещения населения играло широкое развитие книгопечатания. В 30–40-е годы помимо государственных типографий распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.
В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. С 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета – «Казанские известия». С 1838 г. во многих провинциальных центрах стали издаваться «Губернские ведомости». Начали выходить женские и детские журналы.
Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался «Вестник Европы» (основан. Н.М. Карамзиным), «Полярная звезда» (издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым), «Современник» (основан А.С. Пушкиным), «Отечественные записки» (особую популярность приобрел когда отдел критики возглавлял Белинский). В журналах сотрудничали известнейшие поэты, писатели, критики.
В 1814 г. в Петербурге начала работать публичная библиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих провинциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи, в том числе и богатейшие коллекции Эрмитажа. Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.
Первая половина XIX в. – время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. Большую известность получили работы историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.
Александр I поручил Н.М. Карамзину написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, но он не был профессиональным историком. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского» имела огромный успех и неоднократно переиздавалась.
Но однако этот труд вызвал немало негативных откликов. В эпиграмме, автором которой, возможно, являлся Пушкин, говорилось:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
С критикой идей Карамзина выступили Н. Муравьев и другие декабристы.
Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.
Крупные течения русской общественной мысли- славянофилы, западники и революционные демократы.
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы
и западники выступали против
крепостного права. Причем западники - Герцен, Грановский
и др. - подчеркивали, что крепостное право
- лишь одно из проявлений того произвола,
который пронизывал всю русскую жизнь.
Ведь и “образованное меньшинство” страдало
от беспредельного деспотизма, тоже было
в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического
строя. Критикуя российскую действительность,
западники и славянофилы резко расходились
в поисках путей развития страны.
В 30
- 40-е годы XIX в. - время начала формирования
в русской общественно-политической жизни революционно-
Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского. Сын священника, Чернышевский во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы - выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.). В 1863 г. по обвинению в сочинении листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей…» Н. Г. Чернышевский был приговорен к семи годам каторги и вечному поселению в Сибирь. Только к концу жизни, в 1883 г., он был освобожден. Находясь в предварительном заключении в Петропавловской крепости, он написал знаменитый роман «Что делать?», который по недосмотру цензора был опубликован в «Современнике». На идеях этого романа и образе «нового человека» Рахметова воспитывалось потом не одно поколение российских революционеров.
Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в “Декрет и земле”, принятый II Всероссийским съездом Советов. Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть - как программу постепенного продвижения вперед.
Информация о работе Культура России в первой половине ХIХ века