Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:21, реферат
Культура - воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
1.Культура - воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
В материальную культуру входят:
1. культура труда и
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:
1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 2. нравственную; 3. художественную; 4. правовую; 5. педагогическую; 6. религиозную;
Формы культуры.
· Молодежная культура ·Духовная и материальная культура · Художественная культура · Обыденная культура · Народная культура · Научная культура · Городская и сельская культуры.
2.Особенности древнерусской культуры.
Главная особенность: смешение культур востока и запада - абсолютно разных и , казалось бы, несовместимых! При этом не получается заимствованная у чужих народов культура. Получилась новая, уникальная культура Друвней Руси, в которой переплелись традиции восточных коченвиков и западных королей)
3.Письменность и образование на Руси.
Древняя Русь знала письменность еще
до официального принятия христианства.
Об этом свидетельствуют многочисленные
письменные источники, такие как договор
князя Олега с Византией, и археологические
находки. Приблизительно в первой половине
I тысячелетия н. э. возникло примитивное
пиктографическое письмо («черты» и «резы»)
.
К моменту принятия христианства на Руси
уже был собственный алфавит. Принятие
христианства способствовало дальнейшему
развитию письменности, просвещения. И
действительно, братья-миссионеры из греческого
г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в
60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими
буквами. На их долю выпала слава создателей
нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл
и Мефодий, как считают; сейчас большинство
специалистов, создали глаголический
алфавит (глаголицу) , который, в свою очередь,
был вскоре переработан ими с использованием
греческого письма, так появилась нынешняя
азбука, кириллица, которой мы пользуемся
до сих пор (была упрощена Петром I, затем
в 1918 г.) . Славянский язык, понятный всему
населению, использовался в качестве языка
церковной службы, а вследствие этого
произошло и его становление как литературного.
Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь
стали привозить богослужебные книги
и религиозную литературу. Появилась переводная
греческая литература церковного и светского
содержания - византийские исторические
сочинения, описания путешествий, жизнеописания
святых и др. Первые из дошедших до нас
рукописных русских книг относятся к XI
в. Древнейшими из них являются «Остромирово
евангелие» , написанное дьяконом Григорием
для новгородского посадника Остромира
в 1057 г. , и два «Изборника» князя Святослава
Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень
мастерства, с которым исполнены эти книги,
свидетельствует о существовании уже
к этому времени традиций изготовления
рукописных книг.
Основными центрами обучения грамоте
были школы при монастырях и церквах, где
осваивали не только навыки чтения и письма,
но и высшие науки того времени (богословие,
грамматику, диалектику, риторику и т.
п.) .
Сохранилось много свидетельств о распространении
грамотности среди жителей Древней Руси.
О грамотности городского населения свидетельствуют
ремесленные изделия, на которых имеются
различные надписи. Например, женщины
подписывали пряслица - глиняные кольца,
которые надевались на веретено. Сапожник
вырезал на, колодке имена своих заказчиков.
Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая
полна корчага сия» .
Огромное количество надписей (их называют
граффити) обнаружено на стенах древних
соборов. Большинство из них начинаете
словами «Господи, помози» и далее следует
текст просьбы. Иногда встречаются смешные
надписи. «Якиме стоя успе» , - написал
новгородец о соседе, уснувшем в церкви,
а киевлянин, подшучивая над приятелем,
вывел: «Кузьма-порося» . Надпись на стене
Софии Киевской, над саркофагом Ярослава
Мудрого, помогла историкам узнать, что
киевских князей величали царским титулом.
В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили
берестяные грамоты.
4.Устное народное творчество и древнерусская литература.
Прежде всего, древнерусские произведения имеют историческую ценность. В наши дни сохранились немногие рукописи, но они помогают современному читателю понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси. Кроме того, древнерусская литература - наше национальное достояние. Культура, менталитет русского народа исходят корнями из древности. Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IV- VI вв. Иоанна Златоуста (350-470), Василия Великого (ок. 330-379), Григория Нисского (ок. 335-394), Кирилла Иерусалимского. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет»
5.Архитектура (деревянного зодчества).
Архитектура-искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.
6.Изобразительное искусство.
Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Древнерусские искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.
Живопись(существовала до крещения);
Иконопись(одно из основных форм изобразительного искусства);
Фресковая и мозаичная роспись(живопись по сырой оштукатуренной стене красками);
7.Декоротивно приклодное искусство.
Декоративно-прикладное искусство - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
8.Музыка.
Музыка- искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.