Культура донских казаков 16-17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

В эпоху средневековья культура развивалась в неразрывной связи с церковью. Соединения в богослужении словесного, певческого и изобразительного искусства, архитектуры способствовало их развитию и совершенствованию. Религия была основой, формировавшей нравственные устои общества, представления человека об устройстве мира, о природе и о себе. Храмы и монастыри были также и своеобразными центрами просвещения.

Вложенные файлы: 1 файл

конфа.Ист.docx

— 21.26 Кб (Скачать файл)

 

 

            КУЛЬТУРА ДОНСКИХ КАХАКОВ XVI –XVII ВЕКА.

 

 

В эпоху средневековья  культура развивалась в неразрывной  связи с церковью. Соединения в  богослужении словесного, певческого и изобразительного искусства, архитектуры  способствовало их развитию и совершенствованию. Религия была основой, формировавшей  нравственные устои общества, представления  человека об устройстве мира, о природе  и о себе. Храмы и монастыри  были также и своеобразными центрами просвещения.

Распространение христианства и установление церковной организации  на Дону относится к временам более  отдалённым, нежели упоминание о донских  казаках. Имеются достоверные сведения о донских казаках-христианах в  Хазарском каганате. После принятия каганом Хазарским Буланом и  всей Хазарией в 735 году иудаизма (см. письмо кагана Хазарского Иосифа министру в  Кордове Хоздану бен-Исааку-ибн-Шапруту, «Письменные свидетельства Вавилонии», 10 век), донские казаки-язычники повернулись в сторону православия и приняли христианство на 126 лет раньше Киевской Руси. Византийские, арабские и другие письменные источники, а также исследования археологов засвидетельствовали эти факты.

Первый казачий монастырь  был заложен в 1573 году на реке Цне близ города Шацка (ныне Никольский). В 1613 г. был основан Троицкий Борщевский монастырь близ нынешнего г. Воронежа. Постепенно число монастырей увеличивалось: Преображенский, близ Медведицкого городка (1665 г.), Троицкий у Мигулинского (около 1690 г.) и Вознесенский под Кременским (1693 г.). В то время  в глухих местах по притокам Дона поселяются русские старообрядцы из Московского государства, скрывающиеся от преследований царской и церковной властей. С тех пор большинство донских казаков стали старообрядцами, что вылилось в кровавые столкновения на этой почве с Россией в 1671 году.

 

Большое значение в профилактике болезней донские казаки предавали  гигиене – чистоте тела и жилища. Но столь типичная для русского народа баня в источниках о быте донских  казаков не упоминается. Распространению  болезней (эпидемий, которые гуляли по Европе) препятствовали жёсткая  гигиена, здоровый образ жизни, хозяйственный  уклад, который подразумевал содержание скота за пределами хуторов и  станиц, принудительной изоляции заразных больных (лечение их в особо отведённых местах) и отсутствие скученности  и перенаселённости городов. 

 

Представления о быте донских  казаков 16-17 в.в.  носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны. От конца 16-го века (1593 г.) дошла до нас русская «Роспись от Воронежа Доном-рекою от Азова, до Чёрного моря, сколько вёрст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, как живут в городках». В ней перечислен 31 городок, приведены скупые данные о жителях, хозяйстве, военных действиях, управлении.

 

Места для проживания выбирались «по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда  пропитание», т.е. для рыболовства  и охоты. Выгодные с точки зрения защиты от неприятельских набегов, крутые или, напротив, низкие берега рек, возвышенности, окружённые болотами, речные острова. Естественной защитой чаще всего  были вода( реки, протоки, отрезающие станицу или хутор от степи), топкие места. Станицы окружались деревянно-земляной стеной (полисад – частокол, тын, который образовывался землёй) или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля. Из станиц были сделаны подкопы ( для внезапных подрывных действий).

 

О заключение браков донскими казаками в 17 веке сообщается, что «для лучшей удобности» женский пол увозили (в этнографии это называется «брак-умыкание»), что больше соответствует тюркским традициям, чем славянским. Юридическому акту регистрации семьи соответствовало  в то время объявление на Круге (казачий  Круг – парламент казачьей республики), а не венчание в церкви, как в  крепостной России.

Вот как об этом пишет  Е.Котельников: «Доставши девушку, наречённый жених с невестой, вступя на сбор в станичный курень, помолясь Богу, кланяются на четыре стороны и друг другу, говорят: «Ты… Настасья, будь мне жена!». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечает: «А ты… Гаврила. Будь мне муж!». Поссорившись и не желая жить вместе, поступают так же, объявляя, что они больше не муж и жена. «Отказную тут же может взять другой, прикрывши ее своей полою…».

Донские казаки отличались преданностью и неподкупностью.  Во время легендарного Азовского осадного сидения донские казаки, обороняя крепость, на предложение турок сдать позиции за большие деньги ответили: «Не дорого нам серебро и злато, дорога нам слава вечная».

Другие вины – оскорбление  обществу, возмущение, злодейское убийство и междоусобное воровство, наказывали при наличии двух свидетелей, приговором Совета стариков, который являлся  мировым судьёй, чаще смертью. Менее виновных сажали в воду, били плетьми под якорем за «продерзости» при станичных куренях), а также сажали в колодку (на ноги надевали деревянные колодки).

Основные занятия донских  казаков в 16-17 в.в. – «промыслы в ловле зверей и рыбы, а также походы за добычей вне границ… в чём были весьма смелы, отважны, храбры, удачливы и хитры, и тем себя прославили» (А.И.Ригельман).

Отправляясь в походы, донские  казаки одевались в «ветошь», т.е. в ветхое платье. Г.де Боплан,  автор 17 века, так пишет о казаках: «Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка». Наиболее расхожим местом в описании одежды донских казаков XVII века является цитата из В.Д.Сухорукова, в известной мере повторяющего свидетельство А.Ригельмана:"...один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно - гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою с шелковою гвоздичного цвета нашивкою, третий в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками с серебряными позлащенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленные серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатскою роскошью серебром и золотом под чернию"

 

Обучали письму и грамоте  донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и  свои светские учителя. Центрами распространения  книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своём,  на  Дону были рукописными. О знакомстве с переводной средневековой литературой свидетельствуют многие эпические песни, сложенные, по мнению учёных, на рубеже 16-17 столетий. Среди них: «В Вавилоне было в славном городе», бытовавшая на Дону ещё в начале 16 века и сохранившаяся у казаков-некрасовцев (вынужденных покинуть Дон в начале 18 века), былинная песня об Александре Македонском и, в последствии, в конце 17 века даже спектакль о этом военачальнике (театр в Войске Донском зародился почти на 100 лет раньше, чем в России). Их прототипами стали известные литературные памятники – «Сказание о Вавилонском царстве» и «Александрия Сербская».  Казаки-некрасовцы унесли с собой на чужбину и пародийную «Повесть о Бражнике», известную ещё с начала 16 века.

В первой половине 17 века появляются оригинальные литературные произведения  - «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». Заметны следы казачьей переработки и в популярном сюжете, пришедшем с Востока, - «Повести о Еруслане Лазаревиче».

 

Так уже в начале 17 века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература


Информация о работе Культура донских казаков 16-17 века