Культура древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие культуры Двуречья.Культура Шумеро-Аккадского государства. Культура Древнего и Нового Вавилона. Культура Ассирии. Мифология Месопотамии.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.61 Кб (Скачать файл)

Введение

     Древнейшей  мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены  между Тигром и Евфратом. Много  народов прошло через Месопотамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе - ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоевателям. Это - кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.

     Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в  мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей:

     - Культура Месопотамии не является  однородной по своему составу.  В ее создании и становлении  участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена. В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.

     - В месопотамской цивилизации  значимое место занимает урбанизация.  В конце IV тыс. до н. э.  только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.

     - На протяжении всего периода  древности происходит сосуществование  первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения  оказались стоящими в культурном  отношении на этапе первобытности  в конце периода древности.

     - Особое место в Месопотамии  сыграла письменность. Изобретенная  шумерами клинопись является  наиболее значимым в современном  понимании достижением месопотамской  культуры, т. к. именно по письменным  памятникам существует возможность  восстановления исторического прошлого  Древнего Двуречья.

     - Существование неясных представлений  в религиозных воззрениях о  загробной жизни и переселении  душ способствовало тому, что  для Месопотамии не характерно  становление портретного искусства.  Все изображения носят условный  характер.

     - Из-за особого географического  положения особое место занимает  материальная культура, это проявилось  в становлении ирригационной  системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Возникновение и развитие культуры Двуречья, ее значение для мировой культуры.

     В IV - III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

     Основателями  всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют  о высоких астрономических и  математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую  пирамиду). Они авторы древнейшего  календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") -- древнейшая на земле эпическая поэма.

     Записанная  клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма  о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство  объединило север и юг - области  Шумера и Аккада, став наследником  культуры древних шумеров. Город  Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его  столицей своего царства. Хаммурапи  прославился как автор первого  в мире свода законов (откуда до нас  дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

     Культура  Древнего Вавилона связана с земной сферой существования человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

     Культура  Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером . Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

     Ассиро-вавилонская  культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

     Вавилоняне  внесли в мировую культуру позиционную  систему чисел, точную систему измерения  времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением  небесных светил. Все это далеко не полное перечисление наследия вавилонской  культуры в нашей повседневности.

 

2. Культура Шумеро-Аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство.  

     Древнейшая  культура Двуречья - шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа - появились также у шумеров.

     Древнейшая  на Земле письменность принадлежит  этому же народу - это шумерская  клинопись. Она очень декоративна  и, как полагают исследователи, берет  начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения  рисуночного письма здесь существовал  еще белее древний способ фиксации мыслей - завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и  тщательного изображения предметов  шумеры постепенно переходят к его  неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

     Сохранилось много памятников шумерской литературы - они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось  прочесть. В основном это гимны  богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении  цивилизации и земледелия, заслуги  чего приписываются богам.

На шумерских  табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы - Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

     Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

     Исключительно сильное воздействие на всемирную  литературу оказали легенды о  всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все  живое на Земле. Только один человек  смог избежать гибели - благочестивый  Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.

     В художественной культуре Шумера ведущим  искусством была архитектура. В отличие  от египтян шумеры не знали каменного  строительства, и все сооружения создавали из кирпича - сырца. Из-за болотистой местности постройки  возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

     Первыми памятниками архитектуры стали  два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.

     В Шумере сложился своеобразный тип культовой  постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

     К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония. 

 

3. Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурани, письменность и литература, архитектура, искусство, исторические памятники.

     Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

     Огромную  роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

     Другим  очень важным культом был культ  небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданном пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так была создана шестидесятеричная  система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы  впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

     Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно  учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить  богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Информация о работе Культура древней Месопотамии