Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:45, реферат
Актуальность темы. Вопрос о культуре Древней Руси является дискуссионным, так как этот процесс обусловлен рядом причин и факторов. Становление и развитие русской культуры – это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений
Введение..………………………………………………………………………………………………………………........3
Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры..………………………………..5
1.1 Влияние религии на развитие культуры Руси..…………………………………………………….5
1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества………….8
Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX–XIII вв….10
2.1. Письменность и литература.………………………………………………………………………………..10
2.2. Фольклористика и литература……………………………………………………………………………..14
2.3. Зодчество и изобразительное искусство…………………………………………………………….15
2.4 Искусство……………………………………..................................................................17
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История
Выполнил: студент I курса ДО
Ханипов А. Р..
Проверил: к.и.н., доц. Хадимуллин Р.Р.
УФА – 2014
Содержание
Введение..……………………………………………………
Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры..………………………………..5
1.1 Влияние религии на развитие культуры Руси..…………………………………………………….5
1.2. Христианство и духовно-
Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX–XIII вв….10
2.1. Письменность и литература.…………………………………………………
2.2. Фольклористика и литература……………………………………………………
2.3. Зодчество и изобразительное
искусство………………………………………………………
2.4 Искусство…………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. Вопрос о культуре Древней Руси является дискуссионным, так как этот процесс обусловлен рядом причин и факторов. Становление и развитие русской культуры – это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Изучение возникновения государства по-прежнему имеет определённые перспективы. Это обуславливается тем, что процесс формирования новых государств ещё не закончен, так как существуют немало народностей и наций, не имеющих собственной государственности, но стремящихся к её созданию. В данном случае речь идёт, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и других. В этом контексте изучение культуры Древнерусского государства имеет большое теоретическое и практическое значение. Работы в этом направлении могут обогатить не только историческую науку, но и многие другие, например, теорию государства. Кроме того, степень разработанности данной темы определяет уровень развития самосознания народа. Желание постичь истоки своей нации, своего государства – вот истинный патриотизм, которого подчас так не хватает русскому народу.
Историография проблемы.
В данной работе были использованы источники разных авторов, живших в разные периоды времени. Это позволяет не только проследить историю развития вопроса о культуре Древнерусского государства, но и осветить его с различных точек зрения. Каждый из этих учёных имеет свой взгляд на процесс культуре государственности у славян и приводит убедительные доказательства в их защиту. Также при изучении темы реферата необходимо остановиться на рассмотрении периодических изданий, в которых приводятся исследования вопроса возникновения Древнерусского государства. Такими изданиями стали журналы "Вопросы истории" и "Родина". Кроме того, обязательным является рассмотрение источников наиболее близких ко времени создания Древнерусского государства (IX-X вв.). Что касается скандинавских саг, то они практически не содержат достоверных данных по этому периоду. Что же касается русских источников, то здесь наиболее важное значение имеют летописные данные, хотя и они не лишены ощутимых неточностей и субъективизма. Поэтому наряду с основным летописным источником – "Повестью временных лет" желательно использование её критического анализа, сделанного академиком А.А. Шахматовым. Данный набор литературы наиболее оптимален для изучения поставленного в реферате вопроса, так как он позволит как можно полнее и объективнее раскрыть сущность культуры Древней Руси.
Цели работы – всесторонне рассмотреть культуру древнерусского государства
Из вышеуказанной цели можно выделить следующие задачи:
-
определить источники
- изучить основные направления в развитии культуры Древней Руси
- сформировать основные причины принятия христианства
Культурные общения Руси с другими странами складывались по-разному и различались по степени интенсивности, по характеру и масштабам влияния на древнерусскую культуру. Первоначально наиболее интенсивным и плодотворным было влияние Византии на древнерусскую культуру.1 Но оно не было постоянным и всеобъемлющим. В большей степени оно проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Это естественно, ибо Русь приняла христианство от Византии. Светская культура была затронута слабее. В то же время ориентация на Византию имела и другую сторону. Она означала отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма сказалось через византийскую культуру. В первичном варианте античное наследие Руси усвоить не удалось. Оно пришло позднее, опосредованно, через опыт европейского возрождения.
Иной характер носили культурные связи Руси со странами Западной Европы. Они усилились во второй половине XII – начале XIII вв., в период расцвета романского искусства на Западе и ослабления византийского влияния на Русь. Важно отметить, что культурное взаимодействие Руси со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Так, некоторые элементы романского стиля нашли свое отражение в архитектуре Новгорода, Полоцка, особенно ярко проявились в декоре Владимира – Суздальских храмов. Русь в свою очередь так же оказывала благотворное влияние на западноевропейскую культуру.
Не умаляя значения культурных контактов, следует, однако, подчеркнуть, что главную и широкую основу для вхождения Руси в европейское общество создало принятие христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.
Теперь остановимчя подробней на крещении Руси в 10 веке Князь Владимир Святославович, как и его отец, отнюдь не был приверженцем христианства, напротив, он был истинным язычником, что подтверждается словами Соловьева: "торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго- восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. Ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность".2
Несомненно следует отметить, что Владимир, как и Ольга, понимал всю ущербность и упадочность состояния язычества и пытался найти новую религию, способную встать на место язычество и объединить народ русский. Однако трудным был путь единодержавного правителя Руси – князя Владимира к христианской вере. Дело в том, что в конце X века на Руси господствовало язычество. В жертву богам могли приноситься и человеческие жизни. Однажды князь Владимир, желая отблагодарить идолов, изъявил согласие на такое жертвоприношение. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Но христианин не только отказался отдать сына, но и обличал безумие идолопоклонничества: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!". Толпа растерзала отца и сына. Князь Владимир, присутствовавший при этом, был поражен их бесстрашием и проникся уважением к этой вере, которая так укрепляет дух своих поклонников, что они без колебания идут на смерть ради своей веры.
Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа на одну из религий соседних народов. Об этом слышали многие иноземцы, и от многих вер приходили миссионеры с проповедями. По словам Соловьева: "Греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира; после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру; напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть. Магометанские проповедники также говорили о будущей жизни, но самое чувственное представление ее уже подрывало доверие: в душе самого простого человека есть сознание, что тот свет не может быть похож на этот, причем раздражало противоречие, по которому одно наслаждение допускалось неограниченно, другие совершенно запрещались. Владимиру, по преданию, нравился чувственный рай магометов, но он никак не соглашался допустить обрезание, отказаться от свиного мяса и от вина: "Руси есть веселье пить, говорил он, не можем быть без того".3
Христианство было к тому времени уже "давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывшие в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенно многоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими.4 Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них помощи в выборе веры. Ему посоветовали послать собственных мудрых мужей в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит его народу. В итоге выбор пал на греческую православную веру. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.
Не сразу принял русский народ новую. Веру, но всетаки принял. По душе ему пришлось то, что Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни.5 И вера эта помогала ему жить.
Христианство и язычество – религии различных ценностных ориентации Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов – политеизм.
Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным – понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.
1.2. Христианство
и духовно-нравственные
В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским. С течением времени христианство распалось на западное и восточное, которые по-разному подходили к реформированию и толкованию символа веры. На Руси христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, то есть истинная вера.6
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.
Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X – XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический "слободской" характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарным религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия – формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.7