Латиноамериканская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Латиноамериканская цивилизация — одна из самых молодых: она сформировалась пару столетий назад на базе испанских и португальских колоний в Южной и Центральной Америке. И хотя между вновь образованными государствами долгое время продолжались конфликты и войны, тем не менее, они все больше осознавали свою цивилизационную общность.

Вложенные файлы: 1 файл

рефрат.docx

— 19.40 Кб (Скачать файл)

Омский  государственный технический университет 

 

 

 

Кафедра «История мировых  цивилизаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «История мировых цивилизаций»

«Латиноамериканская цивилизация»

 

 

 

 

Преподаватель:

 

А.В. Рычков

 

 

 

Студент гр. ЗМУ-122

Курмаев Тимур Рамильевич

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Омск – 2013 г.

 

         Латиноамериканская цивилизация — одна из самых молодых: она сформировалась пару столетий назад на базе испанских и португальских колоний в Южной и Центральной Америке. И хотя между вновь образованными государствами долгое время продолжались конфликты и войны, тем не менее, они все больше осознавали свою цивилизационную общность.

Национальный состав латиноамериканской цивилизации образовался из трех совершенно разнородных элементов: остатков (более сильных, чем в  Северной Америке) туземных племен —  потомков древнеамериканских цивилизаций  инков, майя, ацтеков; покоривших их переселенцев из Западной Европы, прежде всего Испании  и Португалии; потомков африканцев — рабов, которых насильно перевозили сюда из Африки. Плодами смешения наций стали сотни тысяч метисов, мулатов, креолов.

Взаимодействие европейской  цивилизации с местными прошло три  фазы: конфронтацию, симбиоз и синтез, причем все три вида взаимоотношений  имеют место и сегодня. На первом этапе конквистадоры воспринимали все индейское как безусловно подлежащее искоренению. На втором этапе уцелевшие элементы местной культуры начали встраиваться в западные цивилизационные структуры. Ярче всего это проявляется в местном, особенно сельском католичестве, которое ввело индейские элементы в церковные обряды. Кроме того, традиционная местная община прочно вошла в колониальную экономическую модель, а в мифологии индейцев появились христианские персонажи. Позднее начали возникать совершенно самобытные продукты складывающейся цивилизации, не разлагающиеся на европейский и индейский компоненты. Это относится, прежде всего, к латиноамериканскому искусству данной цивилизации: литературе, живописи, музыке. Политическая культура, хоть и в меньшей степени, также является достаточно своеобразной.

 

 

Прежде всего, нужно иметь в  виду, что латиноамериканская цивилизация  активно осваивает западные ценности, т.к. связь региона с Европой  не прерывалась никогда. Она осуществлялась и на административном, и на культурном, и на личностном, в форме иммиграции, уровне. Поэтому чисто европейский элемент в местной цивилизации присутствовал всегда. Тем не менее, отмечается, что мировосприятие латиноамериканцев в целом неевропейское. Для него характерны мифологизация действительности, иррационализм, интуитивный подход. Религиозная обусловленность труда и успеха, характерная для протестантизма, также отсутствует.

В политической и гражданской сферах тоже наличествуют значительные особенности. Прежде всего, века колониального управления, когда отсутствовало разделение властей, сформировали примат идеи порядка  над идеей законности в сознании населения. При этом власть всегда воспринималась как внешняя, чаще всего, враждебная сила, большинство населения стихийно оппозиционно любой власти.

Основную часть своей самостоятельной  жизни латиноамериканские государства  управлялись диктаторскими режимами. Лишь в 80-е годы XX века начался массовый переход к демократическим формам правления. Тем не менее, для новых  демократий характерны черты авторитаризма. Во-первых, очень большое значение для устойчивости правящих режимов  имеет харизма лидера. Доверяют, прежде всего, личности, а не государственным институтам. Во-вторых, главы государств нередко прибегают к таким инструментам правления, как декреты, законы о чрезвычайном положении и т.д. Традиционно пользуются успехом популистские методы воздействия на народ. В свою очередь, избиратели часто предпочитают демократическим формам волеизъявления такие, как беспорядки, массовые выступления и даже партизанские войны.

Общество построено по корпоративно-иерархическому принципу. Местной элитой являются прямые потомки испанских или  португальских дворян-конквистадоров. Чем больше примеси индейской  или негритянской крови, чем позже  ваши предки переселились на континент, чем менее аристократично ваше происхождение, тем к более низкой социальной группе вы относитесь. При этом уже, по крайней мере, сто лет провозглашено  равенство всех граждан. Элита крайне немногочисленна, большинство населения  составляют низшие слои, проживающие  в глубокой бедности. Еще одна особенность  социальной структуры – наличие  огромного слоя маргиналов, деклассированных групп населения разной расовой  принадлежности, живущих, чаще всего, вокруг крупных городов в трущобах. Этот социальный балласт является следствием стремительной урбанизации.

В отношениях между личностью и  обществом сохраняется приоритет  общинных в широком смысле этого  слова интересов. Права личности рассматриваются как второстепенные.

В религиозной сфере имеет место  сложное сосуществование католичества с элементами индейского культа и  обрядности. В Бразилии, к тому же, большое влияние имеют африканские  культы, прежде всего, воду (вуду). Тем не менее, никакой местной разновидности католичества создано не было, и лишь в некоторые повседневные обряды, а также в большие красочные христианские праздники были внесены кое-какие привычные для местного населения элементы. На уровне же народного верования местным божествам были найдены аналоги среди персонажей католического пантеона, а процесс отправления культа был модифицирован с учетом католической традиции и переадресован новым, более сильным богам.

Искусство Латинской Америки намного  более мифологизировано и философично, чем западное. Приняв основные европейские  формы, оно создало гораздо более  яркие и сочные произведения. Достаточно вспомнить романы Г.Г. Маркеса, музыкальные  произведения Вила Лобоса, фрески и картины Сикейроса и т.д.

В 50-60 годах ХХ века на южноамериканском континенте утвердилась экономика  импортозамещающего типа с активной ролью государства. Она опиралась  на три основания: обширный государственный  сектор, доминирующий в инфраструктуре, тяжелой и добывающей промышленности; местных предпринимателей, предпочитающих развивать отрасли, связанные с  личным потреблением; и, на поздней  стадии, иностранные финансовые ресурсы  в форме инвестиций и займов. Государство  предпочитало методы прямого воздействия  в форме административного регулирования, прежде всего, в финансовой сфере, банковская система, как правило, находилась под  прямым государственным контролем. Проблема конкурентоспособности местных  товаров решалась простыми методами: внутри собственных границ государство  нередко прибегало к национализации иностранных предприятий, а во внешнеэкономической  деятельности практиковался жесткий  протекционизм. Импортные пошлины  были очень высокими, распространение  получили и прямые запреты на импорт. Следствием такого эта кратического, затратного, малоэффективного хозяйствования стала инфляция и большой внешний долг, с которыми столкнулись практически все страны региона.

Необходимо отметить, что подобная экономическая система полностью  соответствовала цивилизационным особенностям Латинской Америки, при которых власть была трофеем в борьбе политических группировок, не имевших широкой опоры в народе. В этих условиях государство должно было искать решения задач, которые оно ставило перед экономикой, опираясь в основном на собственные силы и возможности.

Однако 80-е годы в силу неизвестных  нам глобальных причин стали годами кризиса тоталитаризма во всем мире. В Латинской Америке этот кризис выразился, в частности, в падении  большинства диктатур и острейшем  финансовом кризисе. Инфляция во многих странах превысила 1000 %, а внешний  долг достигал 30-40 % ВВП, на погашение  процентов по внешним займам приходилось  тратить до 50 % валютной выручки.

С середины 80-х годов в регионе  проводятся экономические реформы, причем за основу первоначально была взята либеральный тип экономической  модели. Проводилась либерализация  условий внешней торговли и инвестиционного  законодательства, широкая приватизация. Однако во всех странах, кроме Чили, ее внедрение проходило с весьма существенными трудностями, и везде  без исключения государство вынуждено  было достаточно активно вмешиваться  в экономические процессы, причем далеко не только чисто экономическими методами. Среди подобных мер можно назвать административное установление или регулирование курса валюты по отношению к доллару (Боливия и Аргентина), приостановление выплат по внешнему долгу (Боливия), прямое регулирование цен, трехсторонние договоры между предпринимателями, профсоюзами и государством о замораживании цен и зарплаты, прямые государственные инвестиции и прямое субсидирование частных инвесторов, стимулирование экспорта, различные методы поддержания конкуренции субсидиями, займами и льготами. В Чили были вынуждены пойти на частичную национализацию ранее приватизированных банков после того, как многие из них погрязли в валютно-финансовых спекуляциях, приведших к оттоку огромных средств за границу.

Активного государственного вмешательства  требует и наличие огромной массы  маргинального населения, а также  усиливающееся в ходе реформ имущественное  расслоение. Следует помнить, что  и до реформ социальная структура  региона отличалось резким имущественным  неравенством, бедностью большинства  населения и перегруженностью мелким, часто кустарным производством.

Большинство исследователей приходит к выводу, что регион нуждается  в выработке собственного, адекватного  местным условиям подхода к развитию экономики, по крайней мере, отмечается неприменимость в Латинской Америке  западных и восточных экономических  моделей. В то же время, встречается  мнение, что страны региона просто совершили неверный выбор, сориентировавшись  на «американскую», а не на «европейскую», менее жесткую в социальном плане  модель развития. Очевидно, что этот подход совершенно не продуктивен, так  как для реализации социально  ориентированной рыночной экономической  модели национальной экономики необходимо наличие социальных и ценностных институтов, таких, как защищенное право  частной собственности, гражданское  общество, ориентация на экономический  успех и т.д., характерных для  западного общества и практически  отсутствующих в Латинской Америке.


Информация о работе Латиноамериканская цивилизация