Лекции по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:29, курс лекций

Краткое описание

Социально-экономические преобразования
Идеология и практика военного коммунизма
Образование СССР

Вложенные файлы: 1 файл

28.docx

— 17.87 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические преобразования

Первые же месяцы пребывания большевиков у  власти и их революционные преобразования показали неготовность новой власти к эффективной экономической  политике. Наибольшее внимание отводилось «разрушающим» и «уничтожающим» средствам в выработке стратегии экономических реформ.

В социальной сфере ликвидировались сословия, декларировалось равноправие наций. Господствующими классами объявлялись  пролетариат (диктатура пролетариата) и беднейшее крестьянство. Как  класс физически уничтожались дворянство, высшее офицерство и оппозиционная  интеллигенция. Политических прав лишались торговцы, священнослужители, бывшие служащие полиции и крестьяне-эксплуататоры (кулаки, которые использовали наемный  труд). Интеллигенция рассматривалась  как прослойка между буржуазией и пролетариатом.

В сельском хозяйстве  в 1918 г . началась реализация Декрета о земле. Конфискованные у помещиков земли распределялись среди крестьян. Наделяя крестьян землей, большевики надеялись, что те из чувства классовой солидарности станут снабжать город хлебом. Однако деревня соглашалась предоставить продовольствие только в обмен на промышленные товары. Неумение организовать снабжение деревни промтоварами в обмен на сельхозпродукцию привело к еще большему усилению продовольственного кризиса. В результате большевики начали политику насильственного изъятия продовольствия (продовольственная диктатура), проводились расстрелы утаивавших хлеб' крестьян. Широкое распространение получила кампания по конфискации собственности буржуазии и национализации предприятий (переход их из частной собственности в государственную). Совокупность действий Советов по изъятию, конфискации и переделу собственности получила название политики «красногвардейской атаки на капитал», приведшей к развалу и дезорганизации производства.

Идеология и  практика военного коммунизма

Экономическая политика Советского государства (проводившаяся  до нэпа) получила название «военного  коммунизма», характеризуемого в исторической литературе как совокупность чрезвычайных мероприятий, вызванных условиями  гражданской войны, и имеющая  некоторые черты коммунистического  распределения материальных благ и  услуг (уравнивание). Кроме того, «военный коммунизм» был системой взглядов, отражавших политические шаги правительства  по усилению военизации, дисциплины и централизации.

Предпосылки возникновения идеологии и практики «военного коммунизма» вытекали из особенностей социально-экономической ситуации в России как страны второго эшелона и из сущности партии, пришедшей к власти в октябре 1917 г . Так, к примеру, скачкообразное развитие экономики неизбежно увеличивало удельный вес маргиналов - людей отчаявшихся, озлобленных, которых легко подтолкнуть к крайним мерам, легко убедить в разных утопиях. Кроме того, большевистская партия была партией тоталитарной, для которой характерны жестокий централизм, единая идеология, полуармейская дисциплина. Радикальные методы, приемлемые для борьбы за власть, были перенесены руководством большевиков на экономику, идеологию и культуру. Таким образом, живучесть уравнительных и утопических идей о всеобщем равенстве, опыт государственного принуждения, сложившийся в годы мировой войны, тоталитарный: характер большевистской партии, отдававшей предпочтение методам насилия, стали причинами возникновения идеологии и практики «военного коммунизма».

 

В мае 1918 г . был принят Декрет о продовольственной диктатуре, согласно которому создаются продовольственные отряды (продотряды) С 11 июня 1918 г . начали формироваться комитеты бедноты (комбеды). Комбеды и продотряды занимались изъятием у крестьян излишков хлеба и другого продовольствия, подчас отнимая самое необходимое. В июне 1918 г . был принят Декрет о национализации всей промышленности, а и августе Декрет о централизованном распределении товаров среди крестьян, сдавших хлеб. В ноябре 1918 г . Декретом о снабжении была, упразднена торговля. 11 января 1919 г . Совнаркомом был издан Декрет о продовольственной разверстке (продразверстке), т. е. запрете частной торговли хлебом, изъятии излишков и запасов продовольствия. В 1920 г . отменялась плата за жилье, телеграф, телефон, за пайки. Вводилась всеобщая трудовая повинность. Советское государство с его однопартийной системой и единой идеологией становилось тоталитарным государством.

Образование СССР

В 1922 г . было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение отдельных государств было продиктовано необходимостью - укреплением экономического потенциала и выступлением единым фронтом в борьбе с интервентами. Общие исторические корни, длительное нахождение народов в составе одного государства, дружественность народов по отношению друг к другу, общность и взаимозависимость экономики, политики и культуры сделали возможным такое объединение. Относительно путей объединения республик не было единого мнения. Так, Ленин выступал за федеративное объединение, Сталин - за автономию, Скрипник (Украина) - за федерацию.

В 1922 г . на первом Всесоюзном съезде Советов, на котором присутствовали делегаты от РСФСР, Белоруссии, Украины и некоторых закавказских республик, приняты Декларация и Договор об образовании Союза. Советских Социалистических Республик (СССР) на федеральных началах. В 1924 г . была принята Конституция нового государства. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Светов. В перерывах между съездами работал ВЦИК, органом исполнительной власти стал СНК (Совет Народных Комиссаров). Избирательных прав лишались непманы, духовенство и кулаки. После возникновения СССР дальнейшее расширение шло преимущественно насильственными мерами или путем дробления республик. В ходе Великой Отечественной войны социалистическими стали Литва, Латвия и Эстония. Позже из ЗСФСР были выделены Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР.

По Конституции 1936 г . в качестве высшего общесоюзного законодательного органа был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. В период между сессиями Верховного Совета высшим законодательным и исполнительным органом становился Президиум.

Таким образом, создание Советского Союза имело  противоречивые последствия для  народов. Развитие центра и отдельных  республик протекало неравномерно. Чаще всего республики не могли достичь  полноценного развития из-за строгой  специализации (Средняя Азия - поставщик  сырья для легкой промышленности, Украина - поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились  не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством. Русификация  и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе. Однако во многих республиках благодаря вхождению  в Федерацию были предприняты  шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности  и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать  транспорт, т. д. Таким образом, объединение  экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные  результаты для всех республик.


Информация о работе Лекции по "Истории"