Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:45, доклад
Социально-экономические сдвиги, которыми отмечена история России второй половины XIX в., оказали влияние на эволюцию не только буржуазного, но и народнического направления русской экономической мысли.
1. ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
Социально-экономические сдвиги, которыми отмечена история России второй половины XIX в., оказали влияние на эволюцию не только буржуазного, но и народнического направления русской экономической мысли.
Развитие капитализма, ускоренное реформой 1861 г., сопровождалось усиливающимся разложением крестьянства на классы буржуазного общества. Революционное народничество, таким образом, теряло свою социальную базу и к 80—90-м годам уступило место идеологии либерального народничества. Либеральные народники, группировавшиеся вокруг журнала «Русское богатство», отказались от ориентации народников 70-х годов на радикальное устранение пережитков крепостничества путем крестьянской революции превратились в мелкобуржуазных реформистов. Они выступили с программой «малых дел», требуя расширения крестьянского землевладения, упорядочения арендных отношений, обеспечения крестьян ссудами для развития их хозяйства, создания в деревне сети сберегательных касс, складов улучшенного сельскохозяйственного инвентаря и т. п. В. И. Ленин писал по этому поводу: «Всмотритесь в эту программу и вы увидите, что эти господа вполне и целиком становятся на почву современного общества (т. е. на почву капиталистических порядков, чего они не сознают)» *.
Утратив прогрессивные черты революционного народничества, либеральные народники восприняли его ошибочные взгляды, связанные с признанием капитализма в России регрессом, непониманием социально-классовых антагонистических различий внутри крестьянства и др.
В. П. Воронцов (1847—1918), Н. Ф. Даниельсон (1844—1918), Н. К. Михайловский (1842—1904),
С. Н. Южаков (1849—1910) и другие идеологи либерального народничества вновь и вновь поднимали в своих работах вопрос: «Должна ли Россия пойти по капиталистическому пути?», обнаруживая, таким образом несостоятельный в научном отношении субъективно-идеалистический подход к общественным явлениям. Общественные отношения рассматривались ими как «производные от духовного мира человека», и соответственно «задачей социальной науки» объявлялось «объяснение происхождения сложных общественных отношений из более простых психологических»
В своей полемике с русскими
марксистами по вопросу о «судьбах
капитализма в России»
О некапиталистической эволюции России мечтал и Н. Ф. Даниельсон (псевдоним — Николай-он), с именем которого связан перевод «Капитала» Маркса на русский язык. Даниельсон был знаком с Марксом, вел с ним оживленную переписку и считал себя марксистом. Однако он не всегда правильно истолковывал теорию Маркса, пытался использовать ее для доказательства своих народнических воззрений, утверждая, будто учение Маркса о развитии капитализма неприменимо к условиям России. Но тот фактический материал, который излагал Даниельсон, не согласовывался с этим выводом, свидетельствуя о том, что община, артель, кустарные и домашние промыслы все больше приходили в упадок. Поэтому Даниельсону приходилось отмечать, что «течение капиталистическое, однако, видимо, пересиливает. Все данные говорят в пользу того, что все большая и большая часть производителей экспроприируется» 6. Тем не менее он призывал разум и совесть, знания и патриотизм спасти «отечество» и «народ» от вторжения капитализма. Его предложения сводились к тому, чтобы поддерживать общинное владение землей и развивать мелкое крестьянское производство.
Явно сказывалась ошибочность
политико-экономических
В борьбе с марксистами
по вопросу о «судьбах капитализма
в России» либеральные
В своих стремлениях доказать
тезис об обреченности капитализма
в России либеральные народники
не останавливались и перед
Критика капитализма либеральными народниками носила мелкобуржуазно-утопический характер: она велась ими с позиций не будущего, а прошлого, капитализму противопоставлялись идеалы мелкого производства.
В. И. Ленин видел в либеральном народничестве российскую разновидность общеевропейского течения экономического романтизма.
Хотя борьба народников против остатков крепостничества, за расширение крестьянского землевладения, уничтожение выкупных платежей, за подъем мелкого хозяйства и т. п. представляла демократические черты их программы и была прогрессивной, идеология же этого течения была реакционной. Иллюзии некапиталистического развития России в условиях, когда она все больше становилась страной капиталистической, питали вредные в политическом отношении выводы народников, которые считали человеком будущего в России не рабочего, а мелкого производителя. Тем саглым зачеркивалась историческая миссия российского пролетариата в освободительном движении. Либеральное народничество оказывалось в 90-х годах главным идейным препятствием на пути утверждения марксизма в рабочем движении России. Решающую роль в преодолении идеологии либерального народничества сыграли труды В. И. Ленина 90-х годов, в которых научно исследован процесс смены крепостничества капитализмом в пореформенный период и его утверждения в России к концу XIX в.