Либеральные реформы 1801

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.
Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

Вложенные файлы: 1 файл

Либеральные реформы 1801.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Либеральные реформы 1801-1815 гг.  

Став императором, Александр I в полной мере проявил  себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время  Александр I с целью разработки либеральных  реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г .), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г . был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало  падать, а его место занял Комитет  министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г . Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г . был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского  управления, начатая еще в 1803 г . Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных  дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г .

В начале 1811 г . Государственный совет отказался  утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода  царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. 
 
 

Внешняя политика

В первой половине XIX века четко определились два направления во внешней политике России: 1) ближневосточное борьба за укрепление, своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах и 2) европейское — участие России коалиционных войнах против наполеоновской Франции.Начало XIX в. было ознаменовано резким обострением международной обстановки не только на Востоке, но и в Европе.К этому времени под властью Наполеона находилась почти вся Центральная и Южная Европа. Агрессивность Наполеона, перекроившего карту Европы, вовлекала в фарватер англо-французского соперничества многие европейские страны. В результате англо-французское соперничество приобрело общеевропейский характер и заняло ведущее место в международных отношениях этого периода. 

Основные направления  внешней политики России определились еще в XVIII веке, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских  делах. В первые полтора десятилетия XIX века реализация западного направления  была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 года основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 году Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах [1, с.164].

На юге сложились  весьма непростые взаимоотношения  с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII века Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе  интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эта территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX века добавились новые (дальневосточное  и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии [1, c. 158]. 

2. Отечественная  война 1812 года

Союз между Россией и Францией имел временный характер. Это понимали, и в Париже, и в Петербурге, хотя многие сановники обеих стран выступали за сохранение мира. Однако противоречия накапливались и вели к открытому конфликту.

12 нюня 1812 года  почти 500 тысяч солдат Наполеона, перейдя реку Неман, вторглись в Россию. Император Александр, находившийся в Вильно, попытался через своего адъютанта генерала А. И. Балапюва предложить Наполеону мирный исход конфликта, если его армия покинет русскую территорию. Но Наполеон отклонил всяческие переговоры о мире.

Началась Отечественная  война, названная так потому, что  против французов сражалась не только кадровая русская армия, а почти  все население страны (в ополчении, в партизанских отрядах). Кадровая русская  армия насчитывала более 220 тысяч человек, причем она была разделена на три части. Первая армия генерала М. Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, вторая — генерала П.И.Багратиона — в Белоруссии, третья армия — генерала А. П. Тормасова — на Украине.

План Наполеона  состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские армии отступали на восток, сохраняя свои силы и изматывая противника. 2 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Здесь в двухдневной битве Наполеон потерял 20 тысяч солдат и офицеров, русские — 6 тысяч [5, с. 211].

Война принимала  затяжной характер. Русская армия  продолжала отступать, заманивая противника вглубь страны. 17 августа главнокомандующим  был назначен вместо М. Б. Барклая-де-Толли  соратник и ученик Суворова М.И.Кутузов. Александр I недолюбливал Кутузова, но, учитывая патриотическое настроение армии и народа и всеобщее недовольство отступлением (тактика, избранная Барклаем-де-Толли), назначил его командующим. 

Движение декабристов 

Отказ правительства от политики преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Одним из истоков зарождения "вольномыслия в России" стала Отечественная война.  
 
В 
1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (Союз русских рыцарей, Священная артель. Семеновская артель). Их основатели М.Ф. Орлов, М.А.Дмитриев-Мамонов, А. и М. Муравьевы считали недопустимым сохранение крепостного состояния крестьян и солдат, совершивших гражданский подвиг во время наполеоновского нашествия
 
В феврале 1816 г. в 
Петербурге был создан Союз спасения. В эту централизованную конспиративную организацию вошли 30 патриотически настроенных молодыхвоенных. Через год Союзом был принят "статут" - программа и устав, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Целью борьбы объявлялись уничтожение крепостного права и установление конституционного правления. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле.  
 
В 1818 г. специальная 
комиссия (С.П. Трубецкой, М. Муравьев, П.П. Колошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета "Зеленой книгой". Первое тайное общество было ликвидировано и создан Союз благоденствия. Конечные цели Союза - политический и социальный переворот. 
Вскоре в Союзе благоденствия насчитывалось около 200 членов. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального 
характера.  
Однако неудовлетворенность просветительской 
деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, выступлений в армии, революционных событий в Европе привела к радикализации части Союза.  
 
В январе 1821 г. в 
Москве собрался съезд Коренной управы. Он объявил Союз благоденствия "распущенным", чтобы облегчить отсев "ненадежных" членов, выступавших против насильственных мер. Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общества, объединившие сторонников вооруженного переворота и подготовившие восстание 1825 г
 
После ликвидации Союза благоденствия в Петербурге сразу сформировалось новое тайное общество - Северное, основное ядро которого составили Н. Муравьев, Н.
Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин. О программе Северного общества можно судить по конституционному проекту МуравьеваРоссиястановилась конституционно-монархическим государством. Вводилось федеративное деление страны на 15 "держав". Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече, избиравшееся сроком на 6 лет на основе высокого имущественного ценза. Законодательную власть в каждой "державе" исполняло двухпалатное Державное вече, избиравшееся на срок 4 года. Императору принадлежала исполнительнаявласть. Высшим судебным органом федерации становилось Верховное судилище. Сословный строй отменялся, провозглашались гражданские и политические свободы.  
 
Проект Муравьева обсуждался в Северном обществе, но не стал документом, выражающим взгляды 
всех членов общества. Все большую силу в Северном обществе набирало более радикальное течение, которое возглавил Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826). К. Ф. Рылеев придерживался республиканских воззрений. 
 
Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг.: велась подготовка к открытому вооруженному выступлению, шла упорная
работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 г. было принято решение к началу 1826 г. подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 г. осуществить военный переворот. Во второй половине 1825 г. силы декабристов увеличились: к Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединенных славян. Оно возникло в 1818 г. как тайное политическое "Общество первого согласия", в 1823 г. преобразовалось в Общество соединенных славян, ставящее целью создание мощной республиканской демократической федерации славянских народов. 
 
В мае 1821 г. о заговоре декабристов стало известно императору: ему донесли о планах и составе Союза благоденствия. Но 
Александр I ограничился словами: "Не мне их казнить".

Внешняя политика

    Основная  статьяВнешняя политика России при Николае I

    возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай I расценил как неблагодарное вероломство; русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.

    Впрочем, австрийцам император помогал не просто из благотворительности. «Весьма вероятно, что Венгрия, победив Австрию, в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была бы оказать деятельное содействие замыслам польской эмиграции», — писал биограф генерал-фельдмаршала Паскевича кн. Щербатов.

    Особое место  во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.

    Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской  империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости. Впервые эта политика была применена в Аккерманском договоре с Турцией 1826 года. По этому договору Молдавия и Валахия, оставаясь в составе Османской империи, получили политическую автономию с правом избрания собственного правительства, которое формировалось под контролем России. Спустя полвека существования такой автономии на этой территории было образовано государство Румыния — по Сан-Стефанскому договору 1878 года. «Совершенно таким же порядком, — писал В.Ключевский, — шло освобождение и других племен Балканского полуострова: племя восставало против Турции; турки направляли на него свои силы; в известный момент Россия кричала Турции: „Стой!“; тогда Турция начинала готовиться к войне с Россией, война проигрывалась, и договором восставшее племя получало внутреннюю независимость, оставаясь под верховной властью Турции. При новом столкновении России с Турцией вассальная зависимость уничтожалась. Так образовалось Сербское княжество по Адрианопольскому договору 1829 года, греческое королевство — по тому же договору и по Лондонскому протоколу 1830 г…»[54]

Информация о работе Либеральные реформы 1801