Личность Петра I и предпосылки реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т. к. рассматривая ее, мы наблюдаем за процессом развития и роста государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю.
В моей контрольной работе рассмотрены следующие аспекты:
Личность Петра I и предпосылки рефор;
Сущность и смысл реформ Петра I;
Итоги петровских преобразований.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Глава I. Личность Петра I и предпосылки реформ……………3
Глава II. Сущность и смысл реформ Петра I…………….……6
Заключение………………………………………………...…..17
Список используемой литературы…………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………2

Глава I. Личность Петра I и предпосылки реформ……………3

Глава II. Сущность и смысл реформ Петра I…………….……6

Заключение………………………………………………...…..17

Список используемой литературы…………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в эпоху перемен, преобразований и ищем аналогии в историческом прошлом. Первым крупным реформатором России был Петр I.

С именем Петра I, великого преобразователя России, связаны грандиозные успехи страны. Это был поистине прорыв во всех областях – в науке, технике, экономике. Россия наконец-то воспряла от сна и на весь мир властно заявила о себе. Многие страны Европы были вынуждены потесниться в своих владениях. Гений Петра как государственного деятеля, дипломата и полководца признан всеми поколениями, и новый титул, принятый им, – «император» – вполне обоснован. Именно с этого времени Россию во всем мире стали называть Российской империей. Петровские преобразования по своей грандиозности и масштабности таковы, что и много лет спустя они не стали просто историей.

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т. к. рассматривая ее, мы наблюдаем за процессом развития и роста государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю.

В моей контрольной работе рассмотрены следующие аспекты:

    • Личность Петра I и предпосылки рефор;
    • Сущность и смысл реформ Петра I;
    • Итоги петровских преобразований.

 

 

 

 

Глава I. Личность Петра I и предпосылки реформ

Будущий великий преобразователь родился 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Большое и, скорее всего, негативное воздействие на формирование его личности оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей – Федору Алексеевичу. Тот правил недолго – умер в 1682 г. Преемником должен был стать Иван, старший брат Петра, но против слабого умом наследника выступили Освященный собор и Боярская дума. Положение осложнялось тем, что после смерти Алексея Михайловича родственники его первой жены – Милославские – стали хозяевами положения, отстранив от двора лиц, близких к царице-вдове Наталье Нарышкиной. Перспектива воцарения Петра не устраивала Милославских, и они задумали использовать недовольство стрельцов, которые жаловались на задержку жалованья. Милославские и сестра Петра царевна Софья сумели направить стрелецкий бунт в выгодное для себя русло – против Нарышкиных. Часть Нарышкиных была перебита, другие сосланы.

В результате стрелецкого мятежа первым царем был объявлен Иван, вторым – Петр, а их старшая сестра Софья стала регентшей при малолетних царях. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Коломенском, Преображенском, Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова. Систематического образования Петр не получил (в зрелые годы он писал с грамматическими ошибками). Когда Петру исполнилось 17 лет, царица Наталья решила женить своего сына и, таким образом, избавиться от опеки Софьи. После женитьбы враждебность между Софьей и Петром усилилась. Софья снова попыталась использовать в своих целях стрельцов, однако новый стрелецкий бунт в августе 1689 г. был подавлен. Софья была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила 14 лет – вплоть до своей смерти в 1704 году.

Формально Петр стал править совместно с Иваном, но больной Иван не принимал никакого участия в государственных делах – за исключением официальных церемоний.

Предпосылки реформ Петра I

В царствование Петра Первого  были  проведены  реформы  во  всех областях  государственной  жизни  страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век -  социально-экономические преобразования  того  времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей  и  содержанием   которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления,  построения  стройной  и  гибкой  системы управленческого  аппарата,  строго контролируемого высшими органами власти.  Необходимо было  также  создание  боеспособной  регулярной военной  силы  для  проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных  движений.  Требовалось  закрепить юридическими   актами   господствующее   положение   дворянства   и предоставить ему центральное,  руководящее место в  государственной жизни.  Все  это  в  совокупности  и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.

Два с половиной столетия историки,  философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований,  но вне  зависимости  от  точки зрения  того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России,  благодаря которому всю ее  можно  разделить  на  допетровскую  и послепетровскую эпохи

Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется,    становясь    более     централизованной,     система государственного  управления.  Предпринимались  также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов,   появились   зачатки   регулярной  армии  - полки    иноземного    строя.

  Происходили   изменения в культуре:    появились театр,    первое    высшее учебное  заведение. Русские  начинают  более тесно   соприкасаться с   представителями  других  культур, особенно   после   присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения.  Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра  такое  сильное воздействие,  также переживала свой расцвет в конце XVII в.

Но, несмотря  на  то,  что  почти  всем  реформам  Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII  в.,  они имели, безусловно, революционный характер.  После смерти императора в 1725 г.  Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства,  чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она превратилась в Российскую  империю  -  одну  из величайших   держав   мира.   Петр   превратил  Россию  в  подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение   "прорубил   окно   в   Европу"  стало  настолько  часто употребляемым.  Вехами на  этом  пути  стали  завоевание  выхода  к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство в европейскую политику.

     Деятельность  Петра   создала  все  условия  для  более  широкого   знакомства  России  с  культурой,   образом   жизни,   технологиями   европейской   цивилизации,   что   и   послужило  началом  довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все  слои  общества,  в  отличие  от  предыдущих  попыток российских   правителей.   Строительство   флота,  Северная  война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Глава II. Сущность и смысл реформ Петра I

1.Военные реформы Петра I.

Военные реформы   занимают   особое   место   среди   Петровских преобразований.   Они  имели  наиболее  ярко  выраженный  классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских   ополчений   и   организации   боеспособной постоянной   армии   с   единообразной     структурой,     вооружением,     обмундированием, дисциплиной, уставами.

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до   Петра I, ещё при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721гг. Готовясь к войне со Швецией, Пётр I велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.1

2. Реформы государственного  управления.

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.             С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, в которую входило до 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны». Созданный Петром I для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены2:

    • Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.
    • Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
    • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
    • Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.
    • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
    • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
    • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
    • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
    • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
    • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
    • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
    • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял  церковными делами, заменил патриарха. Основан в 1721 году. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
    • Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

Информация о работе Личность Петра I и предпосылки реформ