Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:43, реферат
Когда в 1652г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению реформы, которая преследовала две главные цели. Во-первых, речь шла об устранении различий в богослужебной практике между русской и греческой церквами, что позволяло восстановить связь с европейским православным миром. Во-вторых, нужно было привести к единообразию церковные службы по всей России.
Цель данного реферата – понять причины реформ патриарха Никона, а также выяснить последствия этих реформ и проследить реакцию верующих на нововведения.
1.Введение.
2. Причины реформ Никона.
2.1. Патриарх Никон.
2.2.Причины начала проведения реформ.
2.3. Основные черты реформы Никона.
3. Реакция на реформы Никона.
4. Последствия реформ.
5.Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона.
Никонова реформа: Церковный раскол и его влияние на русскую
культуру XVII века.
Содержание:
1.Введение.
2. Причины реформ Никона.
2.1. Патриарх Никон.
2.2.Причины начала проведения реформ.
2.3. Основные черты реформы Никона.
3. Реакция на реформы Никона.
4. Последствия реформ.
5.Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона.
1.Введение.
Русская православная церковь является самой крупно православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени действовали и продолжают действовать различный православные организации исторически связанные с Русской Православной Церковью. Возникновение этих организаций связано с глубокими противоречиями, которые возникали в российском обществе и охватывали церковную среду. Наиболее значительные потрясения испытала церковь в середине 17-го века, когда произошел церковный раскол, отделивший старообрядчество от Русской православной церкви.
Процесс раскола в русской православной церкви, о котором идет речь в данном реферате, назревал десятки лет. Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Один из непосредственных поводов для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями.
Реформы Никона начались не
на пустом месте. Во времена эпохи
феодальной раздробленности политическое
единство русских земель было утрачено,
в то время как церковь осталась
последней общерусской
Большие проблемы в Русском
государстве вызвала
За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России и укрепление их связей с восточными православными церквями.
Когда в 1652г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению реформы, которая преследовала две главные цели. Во-первых, речь шла об устранении различий в богослужебной практике между русской и греческой церквами, что позволяло восстановить связь с европейским православным миром. Во-вторых, нужно было привести к единообразию церковные службы по всей России.
Цель данного реферата – понять причины реформ патриарха Никона, а также выяснить последствия этих реформ и проследить реакцию верующих на нововведения.
2. Причины реформ Никона.
2.1. Патриарх Никон.
Для того, чтобы понять причины проведения реформ необходимо исследовать биографию Никона.
Его судьба необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Будущего патриарха звали Никита Минов и родился он в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода в простой крестьянской семье. Мальчик отличался способностями и хотя и был самоучкой быстро освоил грамоту, что открыло ему путь в духовное сословие. Он женился, обзавелся детьми и, казалось, судьба предопределена – остаться сельским попом. Но из-за смерти детей он и его жена решили расстаться и постричься в монахи. Он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он имел вспыльчивый характер, не терпел возражений и не имел никакого иноческого смирения. Впоследствии ссоры с монахами он бежал с острова. Он был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.
В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его вархимандриты Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка «ревнителей благочестия», в который входили духовные и светские лица. Главные идеологи этой группы — духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.
Кружок также ставил своей целью борьбу с недостатками пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия на православный народ.
С 1648 года становится митрополитом
в Новгороде. 25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён
на престол патриархов Московских и Всероссийских.
Во время интронизации Никон вынудил царя
дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.
Историческим фактом является то, что
Никон имел огромное влияния на царя, обладая
теми качествами, каких не хватало Алексею
Михайловичу. Между царем и Никоном сложились
не только добрые отношения, но большая
сердечная дружба. Алексей Михайлович
воспринимал его как отца, называл
«собинным другом» и стал титуловать великим
государем, как и себя, как некогда Михаил
Федорович титуловал своего родного отца
— патриарха
Филарета. Если тогда это определялось,
прежде всего, кровным родством, то теперь
— чисто духовным. А такое родство царя
и патриарха — новая, высшая ступень отношений
Церкви и государства, духовного и мирского
начал русской жизни.
2.2. Причины начала проведения реформ.
К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской).
Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.
Смута, которая привела в сокрушительный упадок все сферы русской жизни, больно ударила и по церкви. Вернее, послужила как бы мощным тараном, углубившим все трещины и порвавшим все натяжения, возникшие в ней ранее, еще в XV и XVI веках. В церковной сфере накопилось множество несуразностей, несоответствий. Можно даже сказать об упадке церкви накануне ее реформы, о тягостных и застарелых болезнях, которые требовали немедленного и радикального лечения. Об этом говорят единодушно и русские челобитные о церковных неправдах и нестроениях, и иностранные свидетельства. Во многих описаниях русского религиозного быта можно увидеть много несообразностей. Например богослужение. В его состав входит чтение и пение. И то и другое в описываемое время находилось в приходских, городских и сельских церквах в крайне плачевном положении. Было подмечено, что в церквах у нас читали так быстро, что даже тот, кто читал, ничего не понимал. Между тем прихожане вменяли в заслугу священнику, если он мог прочитать несколько молитв не переводя духа, и кто опережал других в этом деле, тот считался лучшим.
Службу старались как можно больше сократить за счет так называемого многоголосия. Одновременно священник читал молитву, чтец – псалом, дьякон – послание и т.д. Читали в три – четыре и даже пять – шесть голосов сразу. В результате служба убыстрялась, но понять в ней что-нибудь было невозможно, поэтому, присутствующие в храме не обращали внимания на чтение и позволяли себе в это время шутить и разговаривать, тогда как в остальное время богослужения они сохраняли величайшую скромность и набожность.
В нашей церковной практике была еще одна особенность, против которой восставали многие пастыри церкви. У нас существовал обычай, согласно которому каждый присутствующий на службе молился своей иконе. Нарушение этого правила даже считалось преступлением, за которое наказывали. Так, если хозяин какой-нибудь иконы замечал, что кто-то другой ей кланяется, то он сейчас же принимался бранить его: «Как ты смел своими воровскими молитвами восхищать у иконы те милости, на которые я один имею право как хозяин?» Он предлагал ему приобрести своего Бога, которому можно молиться сколько угодно, объясняя при этом, что пользоваться чужим нельзя. Виновный в этом случае должен был заплатить хозяину иконы часть ее стоимости. В случае церковного отлучения хозяин иконы забирал ее из церкви домой, и потом, по примирению с церковью, опять возвращал ее на прежнее место. Между тем этот обычай вел к большой неблагопристойности при богослужении: присутствующие в церкви заняты были не столько общим церковным пением и чтением, сколько своими частными молитвами, которые каждый обращал к собственной иконе, так что во время богослужения все собрание молящихся представляло собой толпу лиц, обращенных в разные стороны. Наступала минута большого входа, тогда все устремляли свои взоры на Св. Дары и повергались перед ними ниц, но после того, как Дары ставились на престол и царские врата
закрывались, опять каждый начинал смотреть врозь, каждый обращался к своей иконе и твердил свою простую молитву: «Господи, помилуй!» Сам царь в этом случае следовал общему правилу.
Стоит отметить также, что в русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. До реформ патриарха Никона в русском церковном обществе в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Это были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение по-солонь, т.е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись к алтарю), в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа аллилуия.
Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили
законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Со
второй половины XVI в., когда в Москве началось книгопечатание, эти
обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в
печатные их издания и через них распространились по всей России.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.
Определяющую
роль в решении этого вопроса
сыграли политические соображения.
Стремление сделать Москву ("Третий
Рим") центром мирового православия
требовало сближения с
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему.
2.3. Основные черты реформы Никона.
Первым шагом Патриарха
Никона на пути литургической реформы,
сделанным сразу после
Информация о работе Никонова реформа: Церковный раскол и его влияние на русскую культуру XVII века