Обострение национального вопроса в период "перестройки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Демократизация общества и национальный вопрос. Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы, которые власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой.
Первые открытые массовые выступления прошли в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом национальных школ и стремлением расширить сферу применения русского языка. В начале 1986 г. под лозунгами "Якутия - для якутов", "Долой русских!" состоялись студенческие демонстрации в Якутске.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБОСТРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В ПЕРИОД.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

ОБОСТРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО  ВОПРОСА В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ»

 

Демократизация  общества и национальный вопрос. Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы, которые власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой.

 Первые открытые массовые  выступления прошли в знак  несогласия с сокращавшимся из  года в год числом национальных  школ и стремлением расширить  сферу применения русского языка.  В начале 1986 г. под лозунгами  "Якутия - для якутов", "Долой  русских!" состоялись студенческие  демонстрации в Якутске.

 Попытки Горбачева  ограничить влияние национальных  элит вызвали еще более активные  протесты в ряде республик.  В декабре 1986 г. в знак протеста  против назначения первым секретарем  ЦК Компартии Казахстана вместо  Д. А. Кунаева русского Г.  В. Колбина многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки, состоялись  в Алма-Ате. Расследование злоупотреблений  властью, имевших место в Узбекистане,  вызвало массовое недовольство  в этой республике.

 Еще более активно,  чем в прежние годы, зазвучали  требования о воссоздании автономии  крымских татар, немцев Поволжья. Зоной наиболее острых межнациональных  конфликтов стало Закавказье.

 

Межнациональные конфликты и формирование массовых национальных движений. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанская ССР) начались массовые волнения армян, составляющих большинство населения этой автономной области. Они потребовали передать Карабах в состав Армянской ССР. Обещание союзных властей "рассмотреть" этот вопрос было воспринято как согласие удовлетворить эти требования. Все это привело к расправам над армянами в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не только не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений. Горбачев отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить там комендантский час.

 На фоне карабахского  конфликта и бессилия союзных  властей в мае 1988 г. были  созданы народные фронты в  Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале  они выступали "в поддержку  перестройки", то уже через  несколько месяцев объявили своей  конечной целью выход из состава  СССР. Наиболее массовой и радикальной  из этих организаций стал "Саюдис" (Литва). Вскоре под давлением  народных фронтов Верховные Советы  прибалтийских республик приняли  решение о провозглашении национальных  языков государственными и лишении  этого статуса русского языка.

 Требование о введении  родного языка в государственных  и учебных заведениях звучало  на Украине, в Белоруссии, Молдавии.

В республиках Закавказья обострились межнациональные отношения  не только между республиками, но и  внутри их (между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами и т.д.).

  В среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникновения извне исламского фундаментализма.

 В Якутии, Татарии,  Башкирии набирали силу движения, участники которых требовали  предоставления этим автономным  республикам прав союзных. 

 Лидеры национальных  движений, стремясь обеспечить себе  массовую поддержку, делали особый  упор на то, что их республики  и народы "кормят Россию" и  союзный Центр. По мере углубления  экономического кризиса это вселяло  в сознание людей мысль о  том, что их процветание может  быть обеспечено лишь в результате  выхода из состава СССР.

 Для партийной же  верхушки республик создавалась  исключительная возможность обеспечить  быструю карьеру и благосостояние.

"Команда Горбачева"  оказалась не готова предложить  пути выхода из "национального  тупика" и потому постоянно  медлила и опаздывала с принятием  решений. Ситуация постепенно  начинала выходить из-под контроля.

 

Выборы 1990 года в  союзных республиках. Обстановка еще более осложнилась после проведения в начале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры национальных движений. Партийное руководство республик предпочло поддержать их, рассчитывая остаться у власти.

 Начался "парад суверенитетов": 9 марта Декларацию о суверенитете  принял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта - Эстонии, 4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Узбекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 июля - Белоруссии.

 Реакция Горбачева  поначалу была резкой. В отношении  Литвы, например, были приняты  экономические санкции. Однако  с помощью Запада республика  сумела выстоять.

 В условиях разлада  между Центром и республиками  роль арбитров между ними попытались  возложить на себя лидеры западных  стран - США, ФРГ, Франции.

 Все это заставило  Горбачева с большим опозданием  объявить о начале разработки  нового Союзного договора.

 

Разработка нового Союзного договора. Работа по подготовке принципиально нового документа, который должен был стать основой государства, началась летом 1990 года. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик, которые поддерживали его курс на реформирование Советского Союза.

 Главной идеей, заложенной  в проект нового договора, было  положение о предоставлении широких  прав союзным республикам, прежде  всего в экономической сфере  (а позже даже - обретение ими  экономического суверенитета). Однако  вскоре выяснилось, что Горбачев  не готов пойти и на это.  С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой свободой, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двусторонних  соглашений между ними в области  экономики.

 Тем временем резко  осложнилась ситуация в Литве,  Верховный Совет которой принимал  один за другим законы, оформлявшие  на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачев в ультимативной  форме потребовал от Верховного  Совета Литвы восстановить в  полном объеме действие Конституции  СССР, а после их отказа ввел  в республику дополнительные  воинские формирования. Это вызвало  стычки армии с населением  в Вильнюсе, в результате которых  погибли 14 человек. Трагические  события в столице Литвы вызвали  бурную реакцию по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный  Центр.

17 марта 1991 г. был проведен  референдум о судьбе СССР. Каждый  гражданин, имевший право голоса, получил бюллетень с вопросом: "Считаете ли Вы необходимым  сохранение Союза Советских Социалистических  Республик как обновленной федерации  равноправных суверенных республик,  в которой будут в полной  мере гарантированы права и  свободы человека любой национальности?" 76% населения огромной страны  высказались за сохранение единого  государства. Однако распад СССР  остановить уже было невозможно.

 Летом 1991 г. состоялись  первые в истории выборы президента  России. В ходе избирательной  кампании ведущий кандидат от "демократов" Ельцин активно  разыгрывал "национальную карту", предлагая региональным лидерам  России брать суверенитета столько,  сколько они "смогут съесть". Это во многом обеспечило ему  победу на выборах. Позиции  Горбачева еще более ослабли.  Нараставшие экономические сложности  требовали ускорить разработку  нового Союзного договора. В этом  теперь уже в первую очередь  было заинтересовано союзное  руководство. Летом Горбачев согласился  на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора  СССР должен был превратиться  в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных  условиях входили бы как бывшие  союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была  скорее конфедерация. Предполагалось  и формирование новых союзных  органов власти. Подписание договора  было назначено на 20 августа 1991 года.

 

Август 1991 года и  его последствия. Часть высших руководителей Советского Союза восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.

  В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска.

 Утром 20 августа Верховный  Совет России выступил с обращением  к гражданам республики, в котором  расценил действия ГКЧП как  государственный переворот, и  объявил их незаконными. По  призыву президента Ельцина десятки  тысяч москвичей заняли оборону  вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм  войсками. 21 августа начала работу  сессия Верховного Совета РСФСР,  поддержавшая руководство республики. В тот же день президент  СССР Горбачев возвратился из  Крыма в Москву, а члены ГКЧП  были арестованы.

 

Распад СССР. Попытка членов ГКЧП спасти Советский Союз привела к прямо противоположному результату - распад единого государства ускорился. 21 августа о независимости объявили Латвия и Эстония, 24 августа - Украина, 25 августа - Белоруссия, 27 августа - Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 31 августа - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Таджикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Скомпрометированный в августе союзный Центр оказался никому не нужен.

  Теперь уже речь могла идти лишь о создании конфедерации. 5 сентября V Внеочередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государственному Совету СССР в составе руководителей республик. Горбачев как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Это было началом реального развала СССР.

8 декабря в Беловежской  пуще (Белоруссия) собрались президент  Российской Федерации Б. Н.  Ельцин, председатель Верховного  Совета Украины Л. М. Кравчук  и председатель Верховного Совета  Белоруссии С. С. Шушкевич. Они  объявили о денонсации Союзного  договора 1922 г. и прекращении существования  СССР. "Союз ССР как субъект  между народного права и геополитическая  реальность прекращает свое существование", - говорилось в заявлении руководителей  трех республик.

 Вместо Советского  Союза создавалось Содружество  Независимых Государств (СНГ), объединившее  первоначально 11 бывших союзных  республик (без Прибалтики и  Грузии). 27 декабря Горбачев заявил  о своей отставке. СССР прекратил  своё существование.


Информация о работе Обострение национального вопроса в период "перестройки"