Образование и значение СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:16, сочинение

Краткое описание

Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

ЭССЕ НА ТЕМУ « Образование и значение СССР» 

Многовековая  история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика  всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Сложились прочные  традиции в защите рубежей страны, общие исторические ценности. На всей территории страны шли активные миграционные процессы. Частыми были смешанные  браки. Активное участие в революции  всех народов бывшей империи, борьба с интервентами и носителями традиций «единой, неделимой» укрепили это исторически сложившееся «чувство локтя».

Однако всплеск  национально-освободительного движения вскрыл и накопившиеся за века несправедливость, ошибки и преступления в отношениях между центральной властью и населением окраин, между большими и малыми народами. Вражду между ними рождала политика насаждения среди нерусского населения православия, русификации школы и делопроизводства, покровительства русским переселенцам на окраинах и передача им лучших земель. Протест вызывали злоупотребления чиновничества (большей частью русского), тяжелые поборы, ограничение в политических правах целых народов (черта оседлости для евреев). Черносотенные организации, антисемитизм, еврейские погромы были обыденными атрибутами общественно-политической жизни царской России. 

Образование СССР

Обсуждение  в республиках вопроса о создании нового межгосударственного союза  проходило остро. Ведь решался кардинальный вопрос о будущности народов и  их государств. Многие представители национальной интеллигенции выступали за сохранение завоеванного суверенитета; они признавали Союз лишь как очередной шаг на пути налаживания прочных федеративных равноправных отношений между независимыми республиками.

В самой Российской Федерации идея Союза подтолкнула общественных деятелей ряда автономий, в первую очередь наиболее развитых (Татария, Башкирия), к дальнейшей суверенизации своих республик. Они выступили с предложением о свободном вступлении их в состав СССР наравне с союзными республиками. Одновременно на волне автономизации среди русских зрело настроение в пользу особого государственного объединения, с созданием соответствующих органов власти (Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

Против этих предложений Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал  понимание союза как вхождение  советских республик в новое  государство. Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

Против этих предложений Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. Съезды Советов, собравшиеся в декабре 1922 г. Во всех советских республиках, после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, а также подготовленных Сталиным «Основных пунктов Конституции СССР». Выступая на X Всероссийском съезде Советов (26 декабря 19922 г.), «всероссийский староста» М.И. Калинин заявил, что знамя РСФСР склоняется перед знаменем будущего союза. В интересах народов России, как и других союзных республик, преклонять национальные знамена не следовало. Важнее было поднять их еще выше, рядом со знаменем СССР. Ведь к этому сводился план Ленина. В докладе на X Всероссийском съезде Советов Сталин констатировал, что на «на Западе, в мире буржуазной демократии, мы имеем дело с постепенным упадком и разложением многонациональных государств на составные части». Противопоставив этой мировой тенденции складывающийся союз советских республик, Сталин умолчал о перспективе создания сверхцентрализованного государства, где права республик будут максимально урезаны. Маятник общемировой цивилизации, качнувшись в XX веке в сторону распада многонациональных империй, в СССР устремился к противоположной крайней точке – созданию тоталитарного государства.

30 декабря  1922 г. Делегации всех советских  республик собрались в Москве  на объединенный съезд, вошедший  в историю как I съезд Советов СССР. 94,1% делегатов съезда были коммунистами, 5,7% - беспартийными, 0,2% - представителями других партий. Возрастной состав съезда был необычным – 45% в возрасте от 21 до 30 лет, 43,9% - от 31 до 40 лет. Большинство коммунистов вступили в партию уже после революции. По характеру занятий делегаты до революции были рабочими (41,2%), крестьянами (10,5%), учащимся (19,4%). После революции они передвинулись в ряды служащих, партийно-профсоюзных работников, пополнив ряды правящей элиты. Промежуточным этапом была служба в Красной Армии в годы гражданской войны (для 1/3 делегатов). В момент съезда среди делегатов рабочих было всего 1,2%, крестьянин – 3,3%, учащихся – 1%. Зато работники партийных, общественных и государственных организаций оставили 91,2%. Почти половина (49,3%) делегатов имела низшее образование, лишь 18,6% - среднее. 17,9% окончили или учились в высших учебных заведениях (большей частью нового «облегченного» типа, вроде Коммунистических академий). Имелись и малограмотные, и просто неграмотные. Такой состав съезда, помня о глубоком политическом и государственном кризисе всего двухлетней давности (в конце 1920 – начале 1921 г.), охотно голосовал за решения, которые обеспечивали усиление и централизацию партийно-государственной власти во всех республиках и автономиях.


Информация о работе Образование и значение СССР