Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:23, реферат
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В исторической литературе всегда существовали и противоборствовали два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду, центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно другому - Новгород. Интересно, что один из самых ранних исторических источников, "Остромирова летопись" 1050 года, в создании русского государства на первый план выдвигал Новгород.
1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Норманская и антинорманская теория происхождения государства…4
3.Киевская Русь- раннефеодальное государство 9-11вв…………………..8
4.Первые русские князья……………………………………………………10
5.Заключение…………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………21
План
1.Введение……………………………………………………
2.Норманская и антинорманская
теория происхождения
3.Киевская Русь- раннефеодальное государство 9-11вв…………………..8
4.Первые русские князья……………………………………………………10
5.Заключение………………………………………………
Литература……………………………………………………
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В исторической литературе всегда существовали и противоборствовали два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду, центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно другому - Новгород. Интересно, что один из самых ранних исторических источников, "Остромирова летопись" 1050 года, в создании русского государства на первый план выдвигал Новгород. Известно, что летописный рассказ о призвании князей - варягов послужил основой для создания в 30-х гг. XVIII века немецкими учеными Э.Байером и Г.Миллером, работавшими в России, так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Утверждение норманнистов о неспособности славян к созданию государства вынудило некоторых отечественных историков вообще отрицать даже само присутствие варягов на Руси, и какое бы то ни было их участие в создании Древнерусского государства, и даже варяжское происхождение русских князей. М.В.Ломоносов даже производил "Русь" из Пруссии, население которой считал славянским. В XIX веке эти споры продолжились. Составной частью спора норманнистов и антинорманнистов является вопрос об этнической принадлежности варягов. Существуют две версии: традиционная - варяги как норманны, скандинавы, и нетрадиционная - о принадлежности варягов к миру славянства Южно-балтийского побережья. Норманнскую школу возглавлял знаменитый историк М.П.Погодин, славянскую школу - замечательный знаток московской истории, основатель и первый директор Государственного исторического музея И.Е. Забелин. В 9-11 вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл "варяжский элемент", вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками "норманнской теории" происхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов и норманнов) было более раннего происхождения и более значительно. По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для "призыва варягов из-за моря", акции, о которой упоминает древнейшая летопись, и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862 г.). Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов, дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь. Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру ("из варяг в греки"). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная государственность. Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры-погосты. Новгород осуществлял свою экспансию, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил Ладогу и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостановилась встречным движением из Полоцка и Смоленска Данные Повести временных лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. "норманнской теории", разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - "Русь". Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.
2.Норманская теория.
Впервые "норманнскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.
Хотя еще М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал
научную несостоятельность
Значение варяжского элемента в создании Древнерусского государства не следует преуменьшать, но не следует и преувеличивать.
Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли. Ошибка Миллера и др. была в том, что под образованием государства они понимали складывание правящей верхушки, утверждение династии, а не развитие всей совокупности социально-экономических отношений и институтов.
Славянская (Антинорманская)теория.
Славянская теория была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым как критика норманнской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»:
Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь … А славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.
Хотя, с точки зрения сторонников норманской теории, из цитаты лишь следует, что слово «русь» есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов.
Ломоносов доказывал славянскую сущность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих прусов он определял как славян, привлекая в «сообщники» Претория и Гельмонда, полагавшим «прусский и литовский язык за отрасль славенского», а также личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским». При этом в бывшей Пруссии и приморской Литве действительно обнаруживаются топонимы с корнем «рус», а ранние средневековые источники[какие?] фиксируют там деятельность некой руси. О том, что в Пруссии помимо балтских племен проживали также славяне сообщают некоторые немецкие авторы.
Второй источник славянской гипотезы — сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы), который считал, что русы это славянский народ. Ибн Хордадбех единственный восточный автор отнесший русь к ас-Сакалиба, остальные арабские авторы описывают их обособленно.
Поздняя литературная традиция соотносит русов с братом по имени Рус из легенды о трех славянских братьях — Чехе, Лехе и Русе. Согласно этой легенде братья-князья вышли из Хорватии около 644 года. В законченном виде легенда появилась в «Великой Польской хронике» XIV века.
В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй — подчёркивал их южное происхождение, а этноним русь выводил от русого цвета волос.
В советское время, начиная с 1930-х годов, славянская принадлежность руси активно отстаивалась, будучи тесно увязанно с критикой норманизма. В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами в Киевской земле. Эта оценка имела официальный статус. Противопоставление славян и руси в ПВЛ объяснялось подчинением большинства славянских племен киевским князьям, домен которых и назывался «Русью» на первоначальной стадии образования государства. Этноним русь выводился из местной топонимики
(названий рек и поселений), например из названия реки Рось на Киевщине (впрочем, это слово имело в корне не о и не у, а ъ — Ръсь (как и Българи), косвенные падежи Рси, поэтому в настоящее время такая этимология признана сомнительной).
Из современных концепций
Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т. д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси со славянским южным берегом Балтики — с поморскими и полабскими славянами. По мнению многих ученых, в период раннего средневековья, южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли соответствующие северу будущей Киевской Руси. Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования. При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов. («Новгородцы от рода варяжского» и т. д.) В Киеве ее не обнаружено.
3.Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - XI вв.
Государство восточных славян сложилось
как раннефеодальное
Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное. Необходимо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Владимир Святославич на южных границах Руси, на реке Роси, "сажает" в качестве пограничной стражи тюркские племена торков и берендеев - летописных "чёрных клобуков". К подобной практике и впоследствии не раз прибегали русские князья. Для защиты страны от враждебных кочевников были построены оборонительные линии на южных границах, включавшие в себя валы, наблюдательные пункты и крепости. Это было системой грандиозных по своему масштабу фортификационных сооружений, протянувшихся на сотни километров. В народе они получили наименование "Змиевых валов", начало их сооружения относится к периоду задолго до правления великого князя Владимира Святославича. При киевских князьях варяжской династии система подверглась существенной реконструкции и стала серьёзной преградой на пути кочевых орд во время их набегов на Русь. При решении этой и многих других задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался класс феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие - отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося полюдья. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядь и холопы - различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды. Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа, проведённая князем Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг.
4.Первые русские князья
Первыми русскими князьями принято считать новгородских князей – Рюрика и Олега, и ряд киевских князей. Именно они сформировали основы русской государственности. Утвердили Русь на международной арене.
Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.
Именно при этом князе происходило
вхождение племенных
В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре..
Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)— князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.
В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.
Информация о работе Образование и становление древнерусского государства.киевская русь