Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, очень трудно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс.
Введение .
Глава 1. Образование казахской народности .
Глава 2. Образование первого казахского ханства.
Заключение .
Список литературы
Приложение
Карты
Тесты
Открытые вопросы
Глоссарий
Ответы на тесты
Ответы на открытые вопросы
|
План
Приложение
Введение Процесс образования государственности
у казахов, становления суверенитета
Республики Казахстан протекал в
многообразных формах и внутренних
периодах, очень трудно и непрямолинейно,
хотя это был и есть единый исторический
процесс. Пройдя гипотетическую “стадию
дикости”, когда доминировали законы
животного мира, предки казахов, также
как и все человечество, само организовались
в родовые и племенные общины
и потом союзы племен. Особенности
их общественного и политического
развития определялись потребностями
естественного для данной географической
и климатической среды приблизительно в этот период возникают общественная власть родового старшинства, и потом власть племенных вождей. Этот период в эре потестарной власти можно назвать до государственным периодом этнополитогенеза казахов. Переходной стадией к
раннегосударственному периоду
тут стало образование саками
и массагетами племенных эра потестарной власти с его до государственными и раннегосударственными периодами подготавливала эру династической казахской государственности. Но естественный процесс складывания казахской народности и становления своей суверенности в истории Казахстана испытал мощное деструктивное действие. Такими в этнополитогенезе были массивные миграционные потоки, неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др. Начавшийся тут процесс складывания надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в сегодняшние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана. только после распада
монгольских улусов хана Джагатая на
юго-востоке и хана Джучи на северо-западе
нынешней территорией Казахстана (XIV-XV
вв.) Вновь стали возникать С конца XV века начинается эра
своей династической реальная курсовая работа посвящена исследованию вопроса об этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и первого казахского страны. Конкретно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на бессчетные научные исследования довольно проблемным и увлекательным для исследования. Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской народности и образования первого казахского страны. В рамках исследования трудности мы опирались на труды таковых ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др.
Глава
1. Образование казахской Одной из основных загадок
казахской истории остается загадка
происхождения и время В силу деяния многих этнополитических
и хозяйственных факторов на местности
Казахстана появились три главных
этнотерриториальных Жузы являлись специфичной формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято именовать определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской местности. В дореволюционной исторической литературе в место жуз употреблялся в давние времена вошедший в российский язык термин орда. Принадлежащие к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их хорошими друг от друга. Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, либо Большой, жуз), Орта жуз (Средний, либо Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, либо Малый, жуз). Кочевья жузов размещались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную местность. Жузы получили свое заглавие
не по числу принадлежавших к ним
кочевников (Киши жуз был самым
бессчетным), но по старшинству входивших
в их состав родов. При этом старшинство
меж родами и жузами числилось
по прямой полосы: "самый последний
род" Улу жуза имел преимущество
перед "Самым старшим родом"
Орта жуза и т.Д. Оправдывалось это
тем, что предок старше (атасы улкен).
Согласно этнографическим наблюдениям,
порядок старшинства 1) при определении места в боевом порядке; 2) при разделении военной добычи; 3) при вступлении в дом и рассаживании по местам; 4) при открытии торжества; 5) при представлении свойства предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. В XVII самом начале XVIII вв. Все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (меж 1715-1717гг.), Последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел собственного хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (разум. В 1227 г.). понятно, что в первый раз имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья крупная орда") было зафиксировано в российским документе, датируемом 1616 годом и имеющим название: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю". В мусульманских источниках
нигде казахские жузы не упоминаются
несмотря на то, что источники, описывающие
состояние дел в Восточном
Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв.
Довольно обильны и говорят о
множестве деталей военно- Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в собственной работе "История исследования Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем чётких сведений о том, как вышло распадение этого (казахского - Т.С.) Народа на три орды: огромную, Среднюю и Малую (либо Старшую, Среднюю и Младшую), из которых любая имела собственного хана ." сегодняшнее решение трудности не очень продвинулось с того времени. Но к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на исследовании все тех же узнаваемых науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования. большая часть исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует находить в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошедшем у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата. Было понятно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (Западный - Т.к. Ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись конкретно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами. Другой триальной системой известной у старых тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи. но обе эти системы ни в мельчайшей степени не могут быть соединены с тремя казахскими жузами, т.к. те сначала не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое в первый раз зафиксировано в Х в. И сохранялось вплоть до XII в., То, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а основное по характеру непревзойденно от деления казахов на три жуза. Какие же жизненные процессы и исторические происшествия XVI в. Предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позже совсем нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак? С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. И вплоть до начала XVII в. Господствовал лишь один принцип объединения и управления государством - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. Частенько из осколков более старых племен, включались в политическую структуру малых и огромных улусов, возглавляемых султанами (к примеру, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.П.), Во главе с ханом и сформировывали один большей улус-правительство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (к примеру, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.Д.) Либо, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак. сначало Казахский улус (Казахское
ханство) был военно-политическим союзом
группы племен Восточного Дешт-и Кипчака,
отколовшихся от массы родственных
племен и возглавленных одной
из веток династии Чингизидов. Этническая
консолидация этих племен в рамках
одного страны и под управлением
одной династии (потомков Джучида
Урус-хана) и стала тем действием,
в ходе которого и в итоге которого
обозначались новейшие уже не политические,
а этнотерриториальные Каковы были те причины, которые направляли и стимулировали появление новейших структур? Первым из них была территориальная
целостность Казахского ханства
в условиях довольно долговременной
военно-политической стабильности. Оставаясь
обществом кочевых племен, Казахское
ханство на рубеже XVI-XVII вв. Включило
в свой состав местности с старыми
центрами городской и оседло- Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Конкретно этот процесс кидается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. В Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, “ . когда большая масса, возглавленная ханом и султанами, фактически непрерывно передвигалась на собственных кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”. Не сходу и не повсеместно этот образ жизни заменялся другим - перекочевки маленьких семейных групп (аулов), связанных меж собой не лишь родственными, но и соседскими и другими отношениями, на ограниченных территориях с относительно маленькими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются лишь двухколесные арбы и содержатся только описания, хотя и часто, и огромных по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток. Переход от кочевания в
кибитках на колесах к разборным
юртам был крупным новейшие структуры и
их главы - бии отнюдь не стремились
повредить либо нарушить уже установившуюся
политическую и административную структуру
Казахского ханства с её улусами,
но для обозначения в первый раз этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под заглавием Йуз-Орда. Мы фактически ничего не
знаем о бытовании этого Становление жузов происходило не сразу, и по мнению ряда авторов быстрее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед потом и западную части Казахского ханства. Отсюда, может быть, и иерархия
жузов, когда старшим и сначало
влиятельным стал конкретно Семиреченский
жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши
(Младший) по времени собственного проявления(хотя
и не уступали по численности племен
и территориям Старшему) оказались
генеалогически на более низких ступенях.
Постепенное возвышение жузовых
структур столь же равномерно, но неприклонно
вело к упадку прежней социально-политической
организации казахского общества -
улусов. Прежняя правящая верхушка
ханства (султаны) нежданно нашла свое
место в новой социально- Четырехвековое существование
жузовой структуры оказало непременно, но, что в недалеком будущем определяющая роль остается за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки равномерно станут достоянием исторического прошедшего.
Глава 2. Образование первого казахского ханства Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. В основном завершился. В середине XV в. - Образовалось
Казахское ханство - результат противоречивого
многовекового взаимодействия и
взаимопроникновения Из Узбекского улуса выделились
и перешли в Семиречье не просто
разрозненные племена, недовольные
политикой хана Абулхаира, но объединение
родов и племен численностью до 200
тыс. Человек, которые составляли в
Дешт-и Кыпчаке популяция Вплоть до погибели последснего
казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана
(Тауке) в 1718 году и перевоплощения трех
казахских жузов в К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности казахского страны, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) Дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские дела, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не позже 90-х годов XYI века ” В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе. Наследственная ханская
власть периода централизованного
этнополитического объединения
казахов заключалась в Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Раз в год созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения вместе с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в различие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать. Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Публичные дела регламентировались ханскими установлениями, адатом (обыденное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора веков ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан. Активная внешняя политика страны, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, в особенности при Касымхане в начале XYI в., Потом сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей. Во 2-й половине XYI в. Происходит
новый политический подъем Казахского
ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого
и земледельческого хозяйства, торговых
отношений, расширяются контакты с
Россией и другими Ханская власть того периода
хоть и достигла в известной степени
всеохватывающего характера и имела
однородное этническое основание, но элемент
относительности в С нач. XYIII в. Участились набеги
джунгар на казахские земли. Поэтому
хан Тауке предпринимает В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое длилось около 150 лет. но, это уже другой период
в эре династической
Заключение Завершая исследование вопросов
о зарождении казахской народности
и государственности в 16 декабря 1991 года принимается
Закон Республики Казахстан о
независимости (имеющего силу
Конституционного Закона). Объявив
о собственной независимости,
Республика Казахстан стала В настоящее время в
республике происходит интенсивный
рост числа совместных компаний, открываются
консульства огромнейших Богатые природные ресурсы
Казахстана, социальная и политическая
стабильность в республике делают этот
регион одним из более привлекательных
для вложения иностранного капитала
посреди республик бывшего Республика Казахстан
стала полноправным членом мирового
общества, получив признание и
поддержку абсолютного В 1997 г. Принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года". Политическое утверждение Казахстана сейчас неразрывно связана с его политическим прошедшим. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а временный его альянс с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.
Список литературы 1. Гумилев Л.Н. Старая Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. 2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. 3. Гумелев Л.И. Старая Русь и Великая степь. М., 1989. 4. Асфендилов С. Д. История
Казахстана с древнейших 5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968 6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990. 7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. 8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме.
Факсимиле, перевод, 9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89. 10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. 11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. 12. Еенов А.Е. Возникновение
и развитие социалистических
земельных правоотношений в |
Приложение