Образование русского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:37, доклад

Краткое описание

Процесс образования государства у восточных славян растянулся на несколько столетий. Он был обусловлен как внутренними так и внешними причинами: происходило ослабление родовых связей, складывались территориально-политические формы общности людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Процесс образования государства у восточных славян растянулся на несколько столетий.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

     Процесс образования государства у восточных славян растянулся на несколько столетий. Он был обусловлен как внутренними так и внешними причинами: происходило ослабление родовых связей, складывались территориально-политические формы общности людей.

     Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.

     Согласно «норманской теории», именно варяги извне принесли нашим предкам государственность, правопорядок и культуру. Эта теория основывается на Повести временных лет XII в., на летописном рассказе о призвании новгородцами варяжского военноначальника Рюрика с братьями Синеусом и Трувором для вокняжения в словенских землях. Варяги откликнулись на призыв: Рюрик княжил сначала в Ладоге, затем в Новогороде, Синеус и Трувор – на Белоозере и в Изборске. (Лингвисты доказали, что Синеуса и Трувора не существовало: летописец неправильно истолковал древнешведские словосочетания: sun hus и thru varing, означающие «свой род» и «верная дружина».) Год «призвания варягов», 862г., считается датой основания Русского государства, а Рюрик- основателем первой русской великокняжеской (царской) династии Рюриковичей.

     «Антинорманская теория» основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества.  Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Из сообщения летописи работавшие в России в XVIII в. Историки-немцы Г. З. Байер и Г. Ф. Миллер сделали вывод о скандинавском происхождении слова «Русь», которым, по их мнению, сначала называли варягов-дружинников, а затем государство восточных славян. Именно Ломоносов придал этой версии негативный оттенок, боровшийся с засильем немцев в науке и потому увидевший в «норманской теории» принижение славян, будто бы неспособных самостоятельно создать государство.

     В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманнизма» и «антинорманнизма» во многом политизировано. В новейшей исторической литературе не принято драматизировать эту проблему. Большинтсов авторов склоняется к тому, что объективно возникшие предпосылки к образованию государства были реализованы с участием варяжского князя Рюрика и его дружины. ( Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке.) действительно, варяги не могли быть единственными носителями государственного начала в славянских землях уже потому, что элементы государственного строя в Новгородской земле возникли на местной основе еще до призвания Рюрика. Однако факт «призвания» и вокняжения в Новгороде скандинава имел место. (Возможно, что произошел насильственный захват власти варягами, физически устранившими местного князя Вадима и окружавшую его знать, с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания). Варяги помогли словенам, кривичам и местным финно-уграм преодолеть разногласия, возникшие в их сверхсоюзе (межплеменной политической федерации), ускорили процесс государственного строительства, основали великокняжескую династию, составили основу княжеской дружины. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

     В IX – X вв. произошло дифференцирование Руси на несколько племенных групп: северян, верхневолжскую группу вятичей и донских славян. По мнению выдающегося археолога В. В. Седова, в середине Xв. существовало четкое различие между понятиями «русь» и «варяги» ( уже в IXв. восточные славяне так называли выходцев из Скандинавии). Однако в силу значительного участия последних в днепровской и восточной торговле, этноним «русь» мог перейти на них.

     Говоря об этом, следует принять во внимание, что варяги не только не изменили общественного строя славян, но и подчинились ему. Через 2-3 поколения произошла славянизация Рюриковичей и княжеской дружины. (В. Л. Янин допускает, что в дружину князя входили изначально как скандинавы, так и славяне, и вместе они назывались Русью.) варяги смешались со славянской верхушкой, усвоив язык, обычаи и культуру славян. В силу этого «вопрос о национальности варягов-руси теряет свою важность в нашей истории» (С. М. Соловьев)

     После того как из княжеских дружинников и вооруженных варяжских купцов сформировался высший класс русского общества, слово «Русь», утратив племенной оттенок, приобрело сословное значение. С Х в. Русью стала называться Киевская область, где преимущественно сосредоточились пришлые варяги. Таким образом, термин приобрел географическое значение. В XI – XIIвв. Слово «Русь», не утратив своего географического значения, приобрело также значение политическое. Оно употреблялось либо как синоним южнорусских земель, либо в значении древнерусской народности, отличавшейся общностью языка, религии, общественного устройства, политических интересов и т.д. (В. О. Ключевский)

     Мнения историков о политическом строе Руси в IX – XII вв. отличаются противоречивостью. По-прежнему господствующей является позиция, основанная на «формационном подходе»: во второй половине IXв. восточные славяне образовали классовое, «раннефеодальное государство» Русь (раннефеодальную монархию Рюриковичей) с центром в Киеве, вступившее в конце XIв. В стадию «зрелого» феодализма (Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин ). Согласно другой концепции Древняя Русь в IX-X вв. Представляла «дофеодальное государство», в котором отсутствовало деление общества на социальные слои по классовому признаку. Это было «варварское государство», еще находившееся во власти родоплеменных отношений. (А. И. Неусыхин, С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, А. Я. Гуревич)

     Характеризуя древнерусскую государственность, дореволюционная историческая наука вообще исходила из других критериев. Так, по мнению В. О. Ключевского, господствующим фактором политической жизни Руси в IX – XII вв. было ее дробление на отдельные более или мене обособленные области, в каждой из которых политическим и хозяйственным центром являлся  большой торговый город. С середины IX в. началось формирование «городовых волостей», становившихся основными структурными единицами государственной территории Руси. В конце IX в. возникло великое княжество Киевское, созданное «соединением под властью киевского князя местных варяжских княжеств и городовых областей Руси». Древние городовые области: Киевская, Новгородская, Черниговская, смоленская и др. – легли в основу областного деления Русского государства, установившегося в IX – X вв. при первых киевских князьях.

     Образование Киевской Руси

     Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен —ильменских словенкривичейполян, охватив затем древляндреговичейполочанрадимичейсеверян, вятичей. Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев КияЩека и Хорива. Арабские писатели X века (аль-ИстархиИбн ХордадбехИбн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе.Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)». Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 годуупомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

     В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

     В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

     Княжение Олега Вещего (879-912)

     В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив  Смоленск  и  Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

     Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

     В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичейсеверяндревлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика - Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до945.

      Правление Игоря Рюриковича (912 - 945)

     Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

     Правление Ольги (945 - 957)

     Согласно летописи, в 945г. князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945г. стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Информация о работе Образование русского государства