Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 09:43, реферат
Все реформы в России в XVIII веке, в том числе образовательные и культурные, связаны с великим императором и грандиозной личностью, Петром I. Он отводил образованию важнейшую роль. Он требовал, чтобы дети дворян изучали языки и различные науки, отправлял молодежь за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы молодых людей были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. Важнейшее внимание также было отведено организации русских государственных светских школ, подготавливающих для государства специалистов. В первой половине XVIII века было открыто уже 133 школы, что являлось немаловажным фактом для того времени.
Образовательные реформы Петра I.
Все реформы в России в XVIII веке, в том числе образовательные и культурные, связаны с великим императором и грандиозной личностью, Петром I. Он отводил образованию важнейшую роль. Он требовал, чтобы дети дворян изучали языки и различные науки, отправлял молодежь за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы молодых людей были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. Важнейшее внимание также было отведено организации русских государственных светских школ, подготавливающих для государства специалистов. В первой половине XVIII века было открыто уже 133 школы, что являлось немаловажным фактом для того времени. В образовании на первом месте было изучение математики и других наук, которые могли быть применимы в морском и военном деле, в строительстве, промышленности и технике. Крупными центрами школьного образования стали Москва и Петербург. При написании учебной литературы и создании методов обучения использовался широкий зарубежный опыт. 14 января 1701 г. Петром I был издан Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения». Открытие в Москве Школы математических и навигацких наук стало важным событием в развитии науки и просвящения. В школу принимали «добровольцев», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и других. Бедным выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. К 1712 году в школе училось уже 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. В Школе уроки начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии и т.д. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии. Представители недворянского происхождения, ограничивалось прохождением русской и цифирной школ и поступлением на службу. Учебники выдавали ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись также глобус, географические карты, таблицы, различные приборы и инструменты. Для повышения общей культуры учащихся при школе был устроен театр. В 1715 г. в Петербурге открыли Морскую академию, что стало важным шагом в развитии школьного образования в России.
В ходе образовательных реформ были созданы специальные школы по подготовке инженеров, врачей, артиллеристов. В 1703 году была организованна Московская инженерная школа. В 1721 году появилась Петербургская артиллерийская школа. В первой половине XVIII в. было положено начало медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 году. Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Они могли освоить не только теорию, но и практику. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств.
В XVIII веке было решено создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые обучали бы чтению, письму, арифметике, подготавливали бы учащихся к государственной светской и военной службе, к обучению в профессиональных школах. 28 февраля 1714 г. ПетрI издал указ, согласно которому вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре к обучению в школах стали привлекаться дети духовенства и купечества. Также в этот период были созданы школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров.
В 1701 году по указанию Петра I провели реорганизацию Московской Славяно-греко-латинской академии. Академия превратилась в крупное высшее учебное заведение. В 1717 г. в ней значилось 290 учеников, а в 1725 году — 629. Также была открыта сеть новых духовных школ.
Реформы в области образования способствовали развитию печати научных книг. Издавалось много букварей, учебников, словарей.