Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 11:21, реферат
Правление Николая I прошло в очень сложной общественно-политической обстановке. В декабре 1825 г. был подавлен декабристский мятеж. В 1830 г. состоялась июльская революция во Франции. В 1848 г. во Франции состоялась февральская революция, в результате которой была вновь свергнута монархия и Франция вновь превращалась в республику. Впрочем, в 1851 г. Луи Наполеон совершил государственный переворот и монархия была восстановлена, причем без особого сопротивления со стороны общественности, уставшей от революционных экспериментов.
общественно-политическое развитие в XIX в.
Правление Николая I прошло в очень сложной общественно-политической обстановке. В декабре 1825 г. был подавлен декабристский мятеж. В 1830 г. состоялась июльская революция во Франции. В 1848 г. во Франции состоялась февральская революция, в результате которой была вновь свергнута монархия и Франция вновь превращалась в республику. Впрочем, в 1851 г. Луи Наполеон совершил государственный переворот и монархия была восстановлена, причем без особого сопротивления со стороны общественности, уставшей от революционных экспериментов. Но пока еще Европу лихорадило от революционных потрясений. За французской революцией последовали революционные вспышки по всей Европе. В 1848 г. К. Маркс опубликовал свой коммунистический манифест.
В России как грибы плодятся оппозиционные кружки. Уже в 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены его вели антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве.
В 1831 г. был раскрыт кружок Н.П. Сунгурова.
В 1832 г. – литературное общество 11 нумера В.Г. Белинского.
В 1834 г. был раскрыт кружок Герцена и Огарева. Кружок придерживался антиправительственных взглядов, с восхищением наблюдал за революцией во Франции и восстанием в Польше 1830 г. Но примечательно то, что кровавые революционные события 1848 г. настолько сильно потрясли Герцена, что он отказался от идеи крестьянской революции и видел целесообразным лишь создание сильного общественного мнения, которое принуждало бы правительство провести радикальные преобразования сверху.
В 1836 г. П.Я. Чаадаев в журнале «Телескоп» опубликовал «Философическое письмо» - горькие размышления об истории России и ее исторической судьбе. За это он официально был назван сумасшедшим.
В начале 40-х гг. складываются кружки западников и славянофилов.
В 1845 г. сложился кружок петрашевцев. В кружок входили чиновники, преподаватели, литераторы, в частности Ф.М. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин. Некоторые из членов считали, что преобразования можно совершить лишь в результате крестьянской революции.
Охранительные меры: аресты, ссылки, установление жесткой цензуры.
1826 г. – цензурный устав «чугунный» за жесткость и состоял из 230 параграфов. Запрещались критика правительства высказывания о необходимости преобразований.
1837 г. – новый цензурный устав - устанавливается проверка произведений уже прошедших цензуру. В случае недосмотра цензора могли даже отправить в ссылку. Поэтому цензоры старались превзойти друг друга в служебном рвении и придирались не только к словам, но и к тому, что могло подразумеваться между строк.
После июльской революции во Франции правительство попыталось оказать идеологическое воздействие на население. Стремясь противостоять революционным веяниям, самодержавие прибегло не только к репрессиям, но и к созданию официальной идеологии – теории официальной народности. Ее творцом стал министр просвещения Сергей Семенович Уваров. Основу теории составляли идеи: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории православие и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность растолковывалась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранные веяния.
Революция 1848 г. заставила российское правительство использовать более решительные репрессивные меры.
В самой России также поднялась волна народного недовольства, усугубившаяся стихийными бедствиями – холера, неурожай и голод. В 1848 г. в стране было зафиксировано 160 крестьянских бунтов. В Прибалтике, Литве и на Украине распространялись призывы к свержению царизма. Это вызвало усиление реакции. Усилилась цензура, сократилось число студентов, был запрещен выезд заграницу, а иностранцам въезд в Россию.
1849 г. С. Уваров вынужден подать в отставку с поста министра. Ему на смену был назначен князь П.А. Ширинский-Шихматов; по поводу этого назначения шутники говорили, что просвещению теперь поставлен не только шах, но и мат. Побывав в университетах, новый министр закрыл кафедры истории, философии и метафизики как вредные; преподавание психологии и логики возложил на богословов. В университетах резко сократился прием студентов (не более 300 студентов на каждый университет), повысилась плата за обучение, усиливался надзор за студентами и профессорами. Все лекции и программы проходили строгую проверку. Деканам вменялось в обязанность проверять у студентов записи читаемых лекций. Из университетских программ были изъяты курсы политэкономии, философии и зарубежного права. Распространялись слухи о возможном закрытии университетов и не без основания: Николаю было подано несколько записок с проектами закрытия университетов, а для рассмотрения этих записок был даже создан специальный секретный комитет. Однако на их закрытие он так и не решился.
НАРОДНИЧЕСТВО
Значительно оживилась общественная мысль в результате подписания «Положения» 19 февраля 1861 г. Сами крестьяне были разочарованы реформой. Более того, они сочли, что помещики скрыли от них истинную царскую волю. В результате 1861 г. ознаменовался массовыми крестьянскими волнениями. В ходе восстаний крестьяне требовали передать им всю землю, отказались работать на помещика. Волнения были жестоко подавлены, имелись многочисленные жертвы.
Эти настроения подхватила интеллигенция. В1861 г. была создана тайная организация «Земля и воля». Ее программа требовала возвращения крестьянам отрезков и введения народного представительства.
В конце 60-х гг. формируется народническое движение. Они считали себя последователями крестьянского социализма Герцена и Чернышевского Николая Гавриловича. Полагали, что Россия должна, опираясь на общину, миновать капиталистическую стадию развития и перейти к социализму. Путь к социализму лежит через революцию, главной движущей силой которой должно было быть крестьянство. Роль интеллигенции – помочь народу осуществить революцию.
Интересно, что сами родоначальники народничества – Герцен и Чернышевский– к революции не призывали. Чернышевский опасался ее и призывал правительство осуществить необходимые реформы, дабы избежать революцию. Он писал о революции как о большой катастрофе: восставший народ, в силу своей непросвещенности, необразованности и бескультурья « не пощадит ни нашей науки, ни нашей поэзии, ни нашего искусства, он станет уничтожать всю нашу цивилизацию». Но последователи Чернышевского видели в революции единственный выход.
В среде народничества выделяются три направления:
На первом этапе существования народничества преобладали романтические бунтарские взгляды. Ожидалось, что крестьянство как один выступит в 1862 г. после подписания Уставных грамот. Однако революционного выступления не последовало. Однако крестьянское движение после всплеска 1861 г. пошло на убыль. Бунтарская идея сменилась надеждой на пропаганду.
В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ». Разночинная молодежь под видом бродячих ремесленников, торговцев, сельских работников, отправилась в деревню. Крестьяне охотно беседовали на темы о малоземелье и платежах, но ждали решение о разделе земли от царя и не собирались свергать самодержавие. Услышав такие призывы приводили к тому, что мужики сами сдавали народников полиции. Около тысячи участников было арестовано.
В 1876 г. народники вновь основали организацию «Земля и воля».
Лидеры: Плеханов Георгий Валентинович, Желябов Андрей Иванович, Перовская Софья Львовна, Засулич Вера Ивановна.
Неудача «хождения в народ» побудила землевольцев создавать поселения, в которых они собирались вести коллективное хозяйство (коммуны), своим примером убеждая крестьян в его преимуществах. На этом этапе бакунинские иллюзии стали уступать место долгосрочной пропагандистской работе в духе Лаврова. Однако большая часть поселений потерпела крах из-за неготовности молодых народников к сельскому труду. Пропаганда в деревне показалась народникам бесплодной. Более успешной она шла среди городских рабочих. У землевольцев складывалось убеждение, что именно рабочие, сохранившие связь с деревней, должны стать проводниками народнических идей в среде крестьянства. Постепенно работа в деревне был свернута.
1878 г. ознаменовался поворотом
народничества к
Так наметился переход от пропагандистского образа действий Лаврова к заговорщической террористической тактике Ткачева.
Внутри «Земли и воли» образовалось противостояние сторонников
и противников террора. В 1879 г. организация
распалась. Сторонники политической борьбы
с помощью террора взяли название
«Народная воля»
(Желябов), сторонники пропагандистской
деятельности назвали свою организацию
«Черный передел»
(Плеханов). Черный передел не успел развернуть
серьезной деятельности – он был разгромлен
полицией, его лидеры эмигрировали.
Народовольцы начали охоту на царя-освободителя Александра II. Гибель монарха должна была напугать власть и вынудить ее принять требования революционеров и способствовать началу революции.
В 1880 г. Халтурин С.Н. осуществил взрыв в Зимнем дворце.
В 1881 г. Н.И. Рысаков бросил бомбу в царскую карету, ранив конвойного казака. Вышедший государь был смертельно ранен второй бомбой, которую бросил Гриневицкий И.И. Арестован был так же Кибальчич, изготовивший бомбу. Желябов добровольно заявил о своем участии в подготовке покушения. Участники были казнены.
После убийства Александра II народовольцы обратились к новому царю Александру III с предложением провести реформы. Народовольцы обещали в этом случае прекратить террор. Однако правительство пошло по пути репрессий. Меньшинству удалось скрыться от репрессий за границей.
В 1887 г. возродить народнический террор попытались студенты Петербургского университета, в том числе Александр Ульянов. В ходе подготовки покушения на Александра III они были арестованы и казнены. Революционное народничество к концу 80-х гг. практически сошло на нет.
В среде либеральных народников господствовало мнение о первостепенной важности культурной работы в народе. Они считали необходимым новый вариант «хождения в народ» - с культурными целями. Народники стали заниматься устройством школ, больниц, оказывали крестьянам агрономическую помощь, предоставляли им юридическую помощь. Так возникла «теория малых дел», способствовавшая сближению интеллигенции с народом. Но либеральные народники совершенно отказались от идеи политической борьбы.
В 90-е гг. происходит возвращение к идее политической борьбы.
В 1893-1894 гг. была создана партия «Народное право». Народоправцы требовали демократизации политического строя России, добивались введения политических свобод.
Лидеры: Михайловский Николай Константинович, Короленко Владимир Галактионович, Пешехонов Алексей Васильевич.
В 1901-1902 гг. сложилась партия социалистов-революционеров (эсеры).
Лидеры – Авксентьев Николай Дмитриевич, Чернов Виктор Михайлович, Гершуни Григорий Андреевич, Савинков Борис Викторович.
Эсеры считали, что в России должна произойти социалистическая революция, главной силой которой станет крестьянство. По своему составу, однако, партия была интеллигентской, рабочие составляли ¼, а крестьяне 2%.
Эсеры признавали необходимость политического террора, для чего создали боевую организацию во главе с Гершуни.
Распространение марксизма в России.
Первая русская марксистская группа «Освобождение труда» сложилась в 1883 г. в эмиграции из числа бывших членов «Черного передела». Лидером группы был Плеханов. Плеханов критиковал народничество. По его мнению, крестьянство, вопреки народническим утверждениям представляло собой не революционную, а консервативную силу.
В нее входили Засулич В., Аксельрод Павел Борисович, Дейч Лев Григорьевич, В. Игнатов. Члены группы переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса.
Информация о работе Общественно-политическое развитие в XIX в