Общие условия развития русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие условия развития русской культуры.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

Общие условия  развития русской культуры. К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В  первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться  капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

В огромном государстве отсутствовали  элементарные права и свободы. Век Просвещения привнес в наше отечество западноевропейские  идеи «свободы, равенства, братства», в ХIХ веке эти идеи полностью овладевают умами и сердцами россиян.

Катализатором, усилившим  свободолюбивые настроения стала Отечественная война 1812 г. Разгром Наполеона воспринимался как общая национальная победа. По воспоминаниям современников, появилось ощущение независимости и силы. Крестьяне, вынесшие на своих плечах основные тяготы войны, крестьяне – победители, побывавшие  за границей, увидевшие совсем иную жизнь,  вернулись к тому же бесправному состоянию. Они справедливо ожидали перемен, ждали волю. 

В дворянских кругах появляется вера в особую миссию русского народа – объединителя евразийства, а крепостное право и отсутствие свобод воспринимается как свидетельство глубокой отсталости и дикости страны. Победа  вселяла веру в великую Россию, где государство и народ могут быть сплочены и едины. Многие надеялись увидеть «рабство, падшее по манию царя».

Александр I пообещал реформы, но они постоянно откладывались, что стало основной причиной выступлениядекабристов на Сенатской площади. Иллюзии на скорые перемены начали рассеиваться, но их ожидание остается главным в настроениях российского общества, порождает массу споров о будущем России, раскалывает мыслящую интеллигенцию – одни ей предрекают западный путь развития, другие  спасение видят в возрождении национальных традиций. В сконцентрированном виде эти идеи получили воплощение в двух течениях  – западников и славянофилов.

По сути дела, Россия ХIХ в. пробудилась от сна. Здесь теперь уже  не только мечтают о переменах, но и стараютсяприблизить их, что вызвало отчаянное сопротивление самодержавия. Александр I, по началу, придерживавшийся политики  «просвещенного абсолютизма», наделяет широкими правами Аракчеева, которого в народе прозвали Огорчеевым и Змеем Горынычем. «Я друг царя и на  меня жаловаться можно только богу», – заявлял Аракчеев. Декабрист Н. Бестужев cвидeтeльcтвoвaл: «Едва возникал малейший ропот и навечно исчезал в пустынях Сибири, в смрадных склепах крепостей».

Усиливается цензура. Если цензурный устав 1804 г. еще можно было назвать либеральным, то новый устав, утвержденный в 1826 г.  после восстания декабристов, получил справедливое название «чугунного». По замечанию современников, наступила полная «свобода молчания». Провинившихся цензоров и авторов сажали на гауптвахту. Когда друг Пушкина и декабристов П. Чаадаев напечатал «Философическое письмо», прозвучавшее как обличение деспотического режима, цeнзopa уволили, редактора журнала выслали в Вологду, а Чаадаева, по приказу Николая I объявили сумасшедшим и обязали ничего не писать.

В связи с Французской  революцией 1848 г. и этих драконовских мер показалось мало. Был создан особый секретный комитет для  тайного надзора за деятельностью, теперь уже цензуры. Генерал Бутурлин, председатель комитета, заявил, что если бы евангелие не было такой известной книгой, его следовало бы исправить. Из учебников истории вычеркивали именадревних греков и римлян на том основании, что они были республиканцами.  Даже из писем Екатерины II исключались ее комплименты Вольтеру.

Таким образом, в России первой половины ХIХ в. столкнулись две непримиримые тенденции – стремление к реформам, свободе, с одной стороны, и не только не желание, но и паническая боязнь каких либо перемен, с другой. Эта противоречивость нашла отражение во всех областях культурной жизни страны.

Образование и  просвещение. В конце XVIII – первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система образования. Высшее образование было доступно фактически только привилегированным сословиям. В 1827 г., по распоряжению Николая I, был категорически закрыт доступ крепостным в средние и высшие учебные заведения. Студенты на 60–70% являлись дворянами.

Все образовательные учреждения и программы находились под строгим правительственным контролем. Насаждалосьрелигиозно-монархическое воспитание. «Мне не нужно ученых голов, мне нужно верноподданных», – говорил Николай I. Bceпреподавание правительство стремилось основывать на уваровских принципах «самодержавия, православия и народности».Министерство народного просвещения признало, что «закон божий есть  единственное твердое основание всякому полезномуучению». В связи с этим, в университетах было прекращено преподавание философии, естественного права и политическойэкономии.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Для крепостных крестьян школьное обучение вообще не было предусмотрено. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Начальник III отделения и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф фактически повторил слова Екатерины Великой: «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти».

Однако, экономические потребности  страны  вынуждали правительство постепенно увеличивать число учебных заведений. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I особо покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, играли университеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.

Для городского населения  недворянского происхождения создавались средние учебные заведения – уездные училища, для детей дворян – гимназии и военизированные кадетские училища. По указу 1803 г. гимназии предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет общее число гимназий  было доведено до 43. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или дома. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, воспитанию хороших манер. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты «великой армии» пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине века продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

Особое значение для просвещения населения играло широкое развитие книгопечатания. В  30–40-е годы помимо государственных типографий распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. значительно  возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. С 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета – «Казанские известия». С 1838 г. во многих провинциальных центрах стали издаваться «Губернские ведомости». Начали выходить женские и детские журналы.

Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался «Вестник Европы» (основан. Н.М. Карамзиным),  «Полярная звезда» (издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым), «Современник» (основан А.С. Пушкиным), «Отечественные записки» (особую популярность приобрел когда отдел критики возглавлял Белинский). В журналах сотрудничали известнейшие поэты, писатели, критики. Студент, приткнувшийся в коридоре у окна и читающий «Отечественные записки» – это обычная картина университетской жизни того времени. Чтобы прочесть свежий номер журнала, студенты записывались в длинные очереди.

В 1814 г. в Петербурге начала работать публичная библиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих провинциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи, в том числе и богатейшие коллекции Эрмитажа. В Петербурге на основе собраний графа Н.П. Румянцева был создан Румянцевский музей, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических материалов. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека). Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.

Необходимость просвещения  соотечественников в полной мере осознали русские ученые. Распространению  знаний способствовали ежегодные всероссийские  промышленные и сельскохозяйственные выставки, научные общества: Географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое, Истории, Любителей русской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Достижения наук и техники. Первая половина XIX в. – время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. Большую   известность   получили   работы   историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.

Откликаясь на запросы  общественности, Александр I поручил Н.М. Карамзину написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского» имела огромный успех и неоднократно переиздавалась.

Однако этот труд вызвал немало негативных откликов. В эпиграмме, автором  которой, возможно, являлся Пушкин, говорилось:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

С критикой идей Карамзина  выступили Н. Муравьев и другие декабристы.

Замечательные достижения принадлежали России в области естественных наук. Астрономической столицей мира, по отзыву иностранных ученых, становится открытая в 1839 г. Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я.Струве. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Гениальный скачок в будущее  математики совершил разработкой неевклидовой геометрии профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.

В области физики важные открытия сделали В.В. Петров (исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов), Б.С.Якоби (провел исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электрохимии, открыл метод гальванопластики) и Э.X. Ленц (изучил превращение тепловой энергии в электрическую).

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Н.И. Пирогова стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Еще в 1847 г. в Академии наук он сделал сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Среди технических достижений России следует отметить первый в мире электромагнитный телеграф, разработанный с 1832 г. Шиллингом, а также спущенный в 1839 г. на Неву первый в мире электроход, созданный Б.С. Якоби. Чуть раньше появилась и первая русская железная дорога, построенная крепостными механиками отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на одном из уральских заводов. В 1837 г. Петербург был соединен с летней резиденцией царя – Царским Ceлoм железнодорожной линией в 25 км.

Отечественные географы изучали острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты исследованных мест. В 1803–1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Ее возглавили адмирал И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Русские капитаны исследуют северные берега Тихого океана, полярные моря. В 1819 г. Ф.Ф. Беллингсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открывают Антарктиду. Экспедиция выполнила обширные океанологические исследования, собрала богатые коллекции растений и животных.

Информация о работе Общие условия развития русской культуры