Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:59, реферат
Одежда в Древнерусском государстве поражала иностранных посетителей своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Но все они четко делят эту одежду по социальному признаку: на одежду простолюдинов и крестьян (скромную и бедную) и одежду бояр и царского двора (богатую и нарядную). Таким образом, в те века одежда играла роль социального показателя, символа принадлежности ее хозяина к тому или иному сословию или профессии.
Введение…………………………………………………………………...………3
I Глава. Особенности женской одежды Древней Руси…………………..…...5
1.1 Формирования одежды в древнерусском быту……………………………..5
1.2. Эстетический идеал красоты и особенности костюма…………………….5
1.3. Характеристика одежды исторического периода……………………….…6
II Глава. Одежда высших сословий……………………………………….……..7
III Глава. Крестьянский народный костюм……………………………….…….8
3.1. Крестьянская одежда……………………………………………………......9
IV Глава. Украшения древнерусской женщины……………………………....10
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……….…………………………………………………………..…..
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I Глава. Особенности женской одежды Древней Руси…………………..…...5
1.1 Формирования одежды в
1.2. Эстетический идеал красоты
и особенности костюма…………………….
1.3. Характеристика одежды исторического периода……………………….…6
II Глава. Одежда высших сословий……………………………………….……..7
III Глава. Крестьянский народный костюм……………………………….…….8
3.1. Крестьянская одежда……………………………
IV Глава. Украшения древнерусской женщины……………………………....10
Заключение……………………………………………………
Литература……….…………………………………………
Введение.
Костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был именно произведением искусства, произведением крайне сложным по своей основе (хотя часто, может быть, и простым по форме), имеющим свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными, особенностями. Взгляд на историю костюма как на историю своеобразной области прикладного искусства наиболее тесно связан с человеком, дает возможность рассматривать костюм как произведение искусства, в котором воплощено представление об «идеальном» облике современника той или иной эпохи во взаимосвязи с жизнью общества, его культурой, техническими достижениями.
Древнерусская одежда является отражением традиционной русской культуры. Очень редко можно увидеть в современном окружении внешний облик и убранство средневековой одежды на современных людях, во многом облик средневековой одежды влияет и определяет моду настоящего человека, лишь только в узком кругу профессиональных (актеры) лиц, абсолютно весьма очевидно трудно заметить средневековый образ в современном человеке. Одежда, несомненно, эволюционировала на протяжении феодального периода истории, но существенных изменений в самом покрое не происходило. Это были лишь появления некоторых деталей вследствие новых веяний и иностранного влияния и уход в прошлое отживших элементов одежды.
Изучение древнерусской одежды велось преимущественно археологами. Целых предметов одежды IX-XIII веков до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений, а так же изображения на древних фресках, иконах, книжных иллюстрациях - миниатюрах, предметах прикладного искусства. Материалы эти сопоставляются с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках - летописях, житиях - и разного рода актах. Много дает исследователю так же сопоставление древних изображений и находок с более поздними предметами одежды и народного искусства, в частности с вышивкой, резьбой и росписью вплоть до XIX века.
Одежда в
Древнерусском государстве
Глава I. Особенности женской одежды Древней Руси.
1.1 Формирования одежды в
Изобразительный материал для суждений об одежде дают фрески, иконы, миниатюры, описания костюма встречаются в духовных грамотах, описях имущества, судебных делах, в заметках иностранцев.
Древнерусский быт был строго регламентирован традициями и не допускал никаких вольностей в одежде. В русском обиходе старались соблюсти исконность традиций, и этот регламент регулировался даже законами. Так, в постановлении известного «Стоглавого Собора» 1551 года говориться, что каждому сословию должна быть присуща определенная форма одежды.(2)
В целом надо отметить, что в XV-XVII веках, в период централизации Русского государства, и происходит окончательное формирование национального костюма, который немного отличался в зависимости от того, в какой местности проживало население.
1.2. Эстетический идеал красоты и особенности костюма.
Внешний облик, красота древних руссов вызывали восторженные отклики у европейцев и азиатов. Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы. Арабский путешественник и писатель первой половины X в. Ахмет Ибн-Фадлан, описывая русских купцов, приезжавших к царю волжских болгар, замечает: «Они подобны пальмам, румяны, красны»
Привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием.
1.3. Характеристика одежды исторического периода
К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого исторического периода, можно отнести следующие:
1. статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов;
2. преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения (корзно, косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива;
3. использование декоративных
4. большое значение головного убора в решении композиции костюма.(5)
Ценные археологические находки, среди которых очень редки сохранившиеся образцы тканей, а также описание в литературе, позволяют судить о материалах, применяемых в одежде Древней Руси. Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, которые могли быть и высокого качества (полотно, тонкое сукно), и в виде грубого холста, сермяги, армячины. Орнаментация осуществлялась раскраской, вышивкой, в более поздние периоды - набивкой и пестрядью (тканый узор из разноцветной пряжи). И набивка, и пестрядь были обычно сурового цвета с сине-зеленым, синим или киноварным рисунком. Наиболее характерный рисунок геометрический: ромбовидные решетки с кругами в центре; розетки, звезды на фоне треугольников, квадратов, извилистых полос. Распространена была также вышивка ткани жемчугом. Жемчужины нашивали на ткань в определенном ритме узора или по его контурам.(1)
До XVII-XVIII вв. в России не было своего крупного ткацкого производства, и ткани высоких сортов привозили в Киевскую Русь из Византии, Ирана, Китая, с Востока; в Новгород и Псков - из Италии и Испании. Общим было наименование иностранных драгоценных тканей - шелковых и парчовых - паволоки. Паволоки были пурпурные или багряные (оттенки красного), лазоревые (сине-голубые), зеленые с четким и крупным узором, с использованием золотых и серебряных нитей. Для парадных одежд, особенно верхних (шуб, шапок), применялись бархат, затканный крупным золотым узором на золотой шелковой основе, шкурки соболя, куницы, бобра, выдры, лисицы, зайца, белки.(5)
Глава II. Одежда высших сословий.
Основные отличия одежды знати от одежды низших сословий заключались в качестве материала (у феодалов он был более дорогим, мануфактурного производства или же привозным) и богатстве украшений.
Шили парадные одежды из самых дорогих узорных тканей, отделывали их золотым и серебряным шитьем, роскошными мехами. Жалование любой одежды «с плеча» считалось наградой за большие заслуги или знаком особой милости царя или боярина. Шубы были «холодной» одеждой, носились мехом внутрь, а наружная поверхность шилась из узорного бархата и парчи. Порой шубы стоили 20-25 рублей, столько же, сколько все имущество крестьянской семьи.
Одежда знатных женщин состояла из большого количества мелких деталей. Нательные рубахи выкраивались из прямых полотнищ, без клиньев, поверх них одевались сорочки или «красные» рубахи, то есть красивые, праздничные, сшитые уже из шелковых покупных тканей, или тонкой бумажной ткани - узорной или в полоску. Рукава были длиной в несколько аршин и собирались во множество складок, удерживаемые около запястья.
Парадной одеждой считался «летник», который часто одевали на свадьбу. Летник относился к типу «накладных», то есть глухих, а не распашных одежд. Кроме летников во время выходов женщины одевали еще какую-либо одежду распашного покроя - летом это были просторные и длинные опашни и охабни (с длинными рукавами и обширными воротниками, сшитые из цветного узорного бархата). Носили их внакидку на плечах.
Верхней одеждой девушек и замужних женщин в боярской знатной среде были душегрейки или телогреи. Они подбивались дорогим мехом. Носили также и шубы, в очень холодную погоду одевались меховые и опушенные мехом «рукавки» или «рукава» - что-то в виде муфты, куда прятали от холода руки.
Выходная обувь знатных людей резко отличалась от народной. Она шилась из дорого цветного сафьяна или тонкой цветной кожи, имела подшивную подошву, каблуки, кованные серебряными подковками, и загнутые вверх носки. Иногда сапоги бояр украшалась теснением, жемчугом и камнями.(2)
Женская обувь была разнообразнее мужской. Знатные и богатые женщины сапог не носили или одевали их очень редко. Их обувь - это чеботы, имевшие небольшие голенища, и башмаки. Низ этой обуви делался из кожи, а голенища - из дорогих тканей. Также была обувь и для торжественных случаев, на высоком каблуке, целиком сшитая из дорогих тканей - бархата, парчи, расшитая золотой и серебряной нитью, украшенная жемчугом и драгоценными камнями.(3)
Глава III. Крестьянский народный костюм.
На протяжении всей истории хранителем народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы (женская крестьянская юбка).
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Поверх рубахи надевали поневу - Понева была короче рубашки, и спереди ее полы расходились. Тканью для понев чаще всего была пестрядь с клетчатым, ромбовидным узором. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном.
3.1. Крестьянская одежда.
Особую роль в русском костюме играл пояс. Он был как обязательным элементом одежды, так и украшением. Все рубахи обязательно подпоясывались, так как появиться без пояса, как дома, так и на улице считалось неприличным поступком. На миниатюрах без поясов изображаются либо нищие, либо казненные. Пояс имел смысловую символическую нагрузку, играя роль оберега, однако это значение вскоре утрачивается, и он становится просто традиционной деталью костюма, как мужчин, так и женщин.
В обуви горожан и крестьян можно заметить существенную разницу. Так, городское население предпочитало кожаную обувь, а крестьяне в большинстве своем носили лапти. Ремесленники в городах носили «калиги» - мягкие сапоги, кроившееся из цельного куска кожи, стянутого вокруг щиколотки. На миниатюрах сапоги простонародья часто желтого или беловато-желтого цвета, редко черного, таким образом можно сделать вывод, что они изготовлялись из некрашеной сыромятной кожи. Женская обувь отличалась от мужской большим разнообразием в покрое, но принцип ее изготовления был тот же.
Таким образом, костюм Древней Руси представлял собой сложившиеся комплексы одежды, сочетавшие в себе особые черты, специфические для того или иного сословия. Говоря об общей характеристике костюма надо отметить многослойность одежды и достаточно простой покрой, одинаковый для всех слоев населения. В данном периоде еще рано говорить о моде, можно наблюдать лишь незначительные влияния.
Главнейшим отличием костюмов разных социальных групп служит количество вещей, носимых владельцем, качество материала, использованного для изготовления одежды.(4)
В целом, в одежде соблюдался строгий регламент, который выработал в народном костюме традиции, остававшиеся неизменными вплоть до петровских преобразований, а у бедных народных слоев - и после реформ.
Глава IV. Украшения древнерусской женщины.
К височным украшениям, крепившимся на волосах, относились очень популярные в X-XIII вв. металлические полусферы, полые внутри - колты. В колты вкладывались кусочки тканей, ароматизированные смолой и иными природными «духами»